В среду, 12 апреля, глава Минцифры Максут Шадаев ответил на самые горячие вопросы о новом законопроекте, который предусматривает цифровизацию воинского учета военнообязанных и рассылку электронных повесток.
Свои ответы министр разместил в Telegram-чате сообщества «MIT — Мы ИТ», в котором сотрудники индустрии высоких технологий задают актуальные вопросы представителям Минцифры.
«Законопроект не связан с мобилизацией»
На вопрос о мобилизации глава Минцифры отвечает в первую очередь.
«Связаны ли поправки в законодательство о призыве с планами по возобновлению мобилизации? Нет. Наоборот, насколько мне известно, сейчас ставка сделана на привлечение к службе контрактников на добровольных началах, — пишет Шадаев. — Многие регионы уже начали активно рекламировать возможность поступления на военную службу по контракту. Например, Москва на прошлой неделе запустила отдельный сайт contract.mos.ru».
«Реестр военнообязанных нужен, чтобы исправить недостатки»
«Прошлой осенью многие смогли на себе ощутить несовершенство системы воинского учета и призыва. Сотрудники ИТ-компаний, имевшие право на отсрочку, получали повестки, когда в военкоматах их почему-то не находили в списках, а сами списки спускались мучительно долго (всем нам так точно казалось). Были и те, кого пришлось возвращать уже из воинских частей. Стало понятно, что существующую систему нужно улучшать. Собственно, сейчас и предлагается оптимизировать порядок воинского учета и призыва на срочную службу», — пишет Максут Шадаев.
«Повестки для призыва на срочную службу должны получать те, кого можно призвать и кто соответствует всем необходимым требованиям. Все, кто не должен получать повестки, — не должны их получить», — формулирует глава Минцифры главную задачу законопроекта.
Создавать реестр будет Минцифры
Разработкой реестра занимается Минцифры по заданию Минобороны, утверждает министр.
«Цель — систематизировать сведения о гражданах, стоящих на воинском учете, и обеспечить их актуализацию в режиме онлайн. С граждан снимается обязанность по информированию военкоматов об изменении своего семейного положения, прописки, места работы, образования и др. (а такая обязанность сейчас в действующем законе предусмотрена)», — пишет Максут Шадаев.
При этом, как объясняет министр, работодатель или образовательная организация будут избавлены от необходимости предоставления целого набора сведений по факту их изменения. Они будут ежегодно отправлять отчеты через Госуслуги.
«Полный запуск — не раньше ноября»
«Точные сроки запуска реестра будут определены после принятия закона, но, скорее всего, запустить его в полном объеме можно будет не раньше начала очередного осеннего призыва на срочную службу», — объясняет Шадаев.
Осенний призыв должен начаться в ноябре 2023 года.
Куда будет приходить электронная повестка?
Уведомление о том, что выписана повестка, придет в личный кабинет на Госуслугах, говорит глава Минцифры. При этом пользователь может отключить функцию оповещения о повестке. Однако в случае применения ограничений к пользователю уведомления об этом будут приходить в любом случае.
«Кроме того, в своем личном кабинете на Госуслугах каждый пользователь сможет проверить, в каком военкомате он стоит на учете и есть ли у него право на отсрочку. Если вдруг есть неточности, он всегда сможет прямо через портал подать заявление на исправление ошибок», — говорит Максут Шадаев.
Как обжаловать повестку?
Пользователь не должен получить повестку, если подтверждено его право на отсрочку, объяснил Шадаев.
Однако, если повестка все же придет, ее можно будет обжаловать на Госуслугах и подтвердить свое право на отсрочку, приложив необходимые документы.
«Обжаловать можно будет также решения военкоматов об установлении ограничительных мер, постановке на учет и многое другое. Такие обращения будут рассматриваться в ускоренном упрощенном режиме — в течение 5 дней», — заявляет министр.
«Решение по жалобе принимает не военкомат»
Максут Шадаев отмечает, что обращение будет рассматриваться не военкомом, а региональной призывной комиссией, которую возглавляет глава субъекта.
При этом у граждан также остается возможность защищать свои права в судебном порядке.
Поскольку ответы Максута Шадаева размещены в чате для сотрудников ИТ-сектора, он отдельно отмечает, что Минцифры находится в контакте с региональными комиссиями и будет индивидуально отрабатывать каждое такое обжалование, направленное сотрудниками ИТ-отрасли.
Уважительные причины
Как отметил Шадаев, если пришла повестка, а явиться в военкомат по уважительной причине гражданин не смог (например, заболел), можно будет сообщить об этом на Госуслугах.
«Постановка на учет происходит автоматически»
Глава Минцифры отметил, что после создания реестра гражданину больше не надо будет идти в военкомат, если он недавно получил гражданство или сменил место жительства. Законопроектом предусмотрена автоматическая постановка на воинский учет, без очной явки.
Информация о том, когда и где он поставлен на учет, появится у пользователя в личном кабинете на Госуслугах.
«От пользователя потребуется только отследить изменения на портале и, если вдруг данные не обновятся, написать запрос», — пишет Шадаев.
О сохранении отсрочки для IT-сотрудников
По словам Максута Шадаева, работники из сферы цифровых технологий могут по-прежнему рассчитывать на отсрочку:
«По-прежнему будем помогать отстаивать сотрудников, имеющих право на отсрочку, всеми доступными нам средствами. Радует, что благодаря тесному взаимодействию с Минобороны проблемных случаев стало значительно меньше».
Глава Минцифры отметил, что в результате создания реестра количество таких случаев будет сведено к нулю.