Ульяновские десантники испытали лёгкие багги «Сармат-2», которые были недавно приняты на вооружение ВДВ. Багги применялись на нижегородском полигоне Мулино в ходе одного из эпизодов стратегических учений «Запад-2021». Во время розыгрыша боя была показана переброска багги в грузовом отсеке вертолётов Ми-8, а также стрельба из бортового вооружения машины. Насколько эффективно машины показали себя в учебном бою, военные не сообщают.
Локальные конфликты требуют создания не только новых классов техники, но и возрождения старых образцов, казалось бы, потерявших актуальность. В последнее время наметилась тенденция на увеличение защищённости машин, что неизбежно приводит к росту массы. При развитии современных средств поражения это не делает машину неуязвимой, зато снижает проходимость и мобильность. Поэтому армии мира решили отказаться от компромиссов, вернувшись к старой концепции лёгкого транспорта, главным преимуществом которого является проходимость и мобильность. Проще говоря, к «тачанкам», которые были особо популярны в Гражданскую войну. Тогда они представляли собой конную повозку с пулемётом. Теперь, конечно, в качестве тяги используют моторы, а не лошадей.
К настоящему времени в нашей стране разработано несколько видов легкого транспорта для спецназа и других структур. Популярны вездеходы по типу «Сарматов» — это современные «тачанки», которые могут использоваться во всех ситуациях, когда требуется быстрая переброска людей и груза в заданный район по любой местности. Кроме того, их можно применять в рейдах по тылам противника. К примеру, в сирийских событиях хорошо себя показывают некоторые облегчённые образцы бронетехники.
Одними из последних представителей такой техники являются два образца семейства «Сармат», предназначенные для штурмовых отрядов спецназа.
Примечательно, что внедорожный багги «Сармат», сделанный на агрегатах хорошо известной гражданской «Нивы», получил схожее название с российским стратегическим ракетным комплексом шахтного базирования пятого поколения с тяжёлой многоступенчатой жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой. Официальное название багги, которое разработано московским ОКБ «Техника», — «легкое специальное транспортное средство» (ЛСТС). У багги отсутствуют двери и крыша, вместо нее на машине используются дуги с перемычками. Они нужны для установки пехотного вооружения. Также существует защищённая версия «Сармат-3».
Машина получила полноприводное шасси с колесной формулой 4х4 с межколесными и межосевыми блокировками. Грузоподъёмность машины массой в 2100 кг составляет 600 кг. В движение багги приводится 1,7-литровым бензиновым двигателем «ВАЗ-21 214» мощностью 80 л. с. Автомобиль оснащён пятискоростной механикой. Максимальная скорость спецавтомобиля составляет 130 км/ч: с «Жигулями» он точно может потягаться.
Производитель утверждает, что «Сармат-2» рассчитан на эксплуатацию при температуре воздуха от -20 до +50 °С: он поработает в умеренных арктических широтах и в пустыне. При этом машина отличается простотой и не нуждается в особо сложных комплектующих, что будет на руку при необходимости проведения ремонтных работ.
Легкий и нетребовательный транспорт может применяться в горах на высоте до 3100 м, преодолевать перевалы высотой до 4,5 км, перевозить грузы до 600 кг. Транспортировать багги «Сармат-2» можно по воздуху вертолётами армейской авиации, в том числе вертолетами Ми-8, также предусмотрена возможность переброски на внешней подвеске.
Правда, стоимость машины не раскрыта: ее закупали в рамках секретного госконтракта.
В прошлом году состоялся конкурс армии США на поставку аналогичных машин. Тендер на поставку багги Infantry Squad Vehicle (ISV) выиграла GM Defense, и военные заказали первую партию в 649 машин. Концептуально ISV схожа с российскими «Сарматами»: максимальная простота, легкость и мобильность. Создана она на шасси гражданского автомобиля: ISV на 70% унифицирована с пикапом Chevrolet Colorado ZR2.
ISV оснащена 2,8-литровым 4-цилиндровым дизельным двигателем Duramax LWN, который выдает 186 лошадиных сил. Это позволило американским инженерам сделать багги довольно крупным. Машина массой в 2245 кг может вместить девять десантников, а ее грузоподъемность достигает 1500 кг.
ISV оснащена электронной системой управления, которая будет автоматически менять отзывчивость электроусилителя руля и жесткость амортизаторов в зависимости от дорожных условий.
Стоимость американской машины начинается от 177 тысяч долларов.
https://function.mil.ru/news_page/world/more.htm?id=12383410@egNews