Буквально на днях aif.ru рассказывали, что Минобороны РФ сделали ставку в военно-транспортной авиации на тяжелые самолёты Ил-76МД-90А и Ан-124-100, которые станут основой ВТА. Подменят и легкие «транспортники» Ан-26 и Ан-72, которые потихоньку доживают свой век. Однако, как выяснилось, есть и ещё одна перспективная замена — новый легкий военно-транспортный самолет Ил-212 с турбореактивными двигателями. Перспективы его появления оцениваются в 3-5 лет — в авиастроении срок не такой уж и большой.
Скрестить «Аннушку» и «Чебурашку»
Сразу поясним, что скрывается за названиями «Аннушка» и «Чебурашка». Изначально «Аннушкой» называли легендарные советские одномоторные бипланы Ан-2, которые больше известны в народе как «Кукурузник». Пилотам, особенно военным, название «царицы полей» для самолета не особо нравилось, поэтому между собой их именовали уменьшительно-ласкательным женским именем от первых букв «Ан», которые были сокращением фамилии авиаконструктора Антонова. Последующие самолёты этого КБ также стали называть «Аннушками», в том числе и военно-транспортные.
Ан-72, как и его модификация Ан-74, получили милое название «Чебурашка» из-за расположения реактивных турбин двигателя наверху крыльев самолета. Самолёт очень напоминал мультяшного героя своими торчащими «ушами». Название прижилось ещё со времен афганской войны, где Ан-72 впервые выполнял свою боевую работу.
А что здесь общего? По появившимся сведениям, которые приводят РИА Новости со ссылкой на информированный источник, на замену авиапарка самолётов ВТА Ан-26 и Ан-72 планируется создать новый легкий военно-транспортный самолёт Ил-212 с турбореактивными двигателями. Ранее новый самолёт такого класса уже был разработан. Турбовинтовой Ил-112В даже проходил испытания, но после неудачи, в результате которой опытный экземпляр загорелся и разбился, разработка и выведение на промышленное производство были заморожены.
А самолёт остался. И наработки по его развитию тоже сохранились, как и несколько опытных экземпляров на Воронежском авиационном заводе. Чего добру пропадать? Похоже, судя по заявленному проекту, планируется создание совершенно нового (из хорошо забытого старого) самолёта. В нём будет некий гибрид — на Ил-112В поставят не винтовые, а реактивные двигатели. Размещать их планируется как раз на верхней части крыльев, точно так же, как и у «Чебурашки» Ан-72.
Нужны маленькие «Ильюши»
По озвученным задумкам, новый Ил-212 при сохранении бортового оборудования, авионики и общего вида самолета (фюзеляж останется прежним) как у Ил-112В, дополнится существенными изменениями. В первую очередь за счет переработки крыла под турбореактивные двигатели. Самолёт получит новые шасси, системы подачи топлива и гидросистемы. Самое главное — будут установлены реактивные двигатели ПД-8, которые хорошо себя зарекомендовали. Их также планируется устанавливать на другие модели самолётов, в частности, на самолёт-амфибию Бе-200.
«Отличная компоновка для военно-транспортного самолёта с верхним расположением турбин, — рассказал aif.ru военный летчик, полковник запаса Владимир Таланов. — Я сам отлетал на «Чебурашке» Ан-72 сотни часов и лаже попадал в нештатные ситуации, но машина всегда выручала. Подобная компоновка турбин наверху крыльев особенно актуальна для полевых аэродромов, где в турбины может попасть какой-то мусор или снег. Так что решение с новым самолётом правильное.
Но и про винт забывать нельзя — турбовинтовой самолет для военно транспортной авиации тоже необходим. И если реанимировать вариант Ил-112В, а этот проект очень перспективен, двигатель только нужен хороший, и плюс реактивный Ил-212, то у нас полностью закроется проблема с малой военно-транспортной авиацией. И это будет полноценная замена транспортникам Ан-26 и Ан-72. Будем летать на маленьких «Ильюшах».