За последнее десятилетие беспилотные летательные аппараты (БПЛА) прочно вошли в нашу жизнь. Но для одних это игрушка, взлетающая с ладони, а для других — высокотехнологичный монстр размером с боевой самолёт.
О сегодняшних и завтрашних БПЛА «АиФ» рассказал ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА) Борис Елисеев.
Водители дронов
Сергей Осипов, «АиФ»: — Борис Петрович, наши современники видят БПЛА довольно редко, чаще им доступна «картинка», заснятая их камерами. Если в телерепортаже присутствует панорама, снятая с верхней точки, почти наверняка это поработал дрон.
Борис Елисеев: — Более крупные беспилотники редко попадаются на глаза потому, что их используют в разных труднодоступных местах. Уже сейчас БПЛА применяются при мониторинге нефтепромыслов и нефтепроводов на предмет опасных для экологии утечек. Картина лесных пожаров также во многом создаётся благодаря беспилотной авиации. В ближайшей перспективе — использование дронов при проведении разного рода сельскохозяйственных работ. Это не только распыление удобрений. Надо же знать, сколько и где взошло зерновых, какой урожай можно ожидать. Какая часть сельхозугодий поражена вредителями-насекомыми и нуждается в срочной обработке химикатами, а какая — во внесении удобрений.
Уж не говоря про их применение во всяких опасных для жизни людей ситуациях — ледовая разведка, мониторинг активности действующих вулканов...
— А где учат операторов для дронов?
— В нашем вузе с сентября 2020 г. разработаны и реализуются программы дополнительной профессиональной подготовки операторов по управлению беспилотными авиационными системами с максимальной взлётной массой 30 кг и менее. Это занимает от 96 до 112 часов. Сертификаты уже получили несколько десятков человек. А обучение «с нуля» в колледжах длится 3 года 10 месяцев, на базе среднего общего образования — на год меньше.
— Водителей дронов называют ещё и внешними пилотами. А это что такое?
— Скажу как ректор: нынешний образовательный стандарт позволяет готовить внешних операторов беспилотных систем весом до 30 кг. Когда дело дойдёт до более мощных дронов, речь уже будет идти о другой специальности — внешний пилот воздушного судна. По сути, это тот же командир воздушного судна (КВС), что возит вас на красивом самолёте из города в город. К нему предъявляются те же требования по здоровью, стрессоустойчивости, знаниям картографии, навигации, аэродинамики и много чего ещё. Таково требование ИКАО, да и в нашем понимании это настоящий лётчик с соответствующим профессиональным свидетельством.
Статьёй 52 Воздушного кодекса определён порядок отнесения лиц к авиационному персоналу. В ноябре 2016 г. приказом Минтранса № 312 в число специалистов, входящих в состав лётного экипажа гражданской авиации, внесён «внешний пилот».
Летучее такси
— Помните фильм «Пятый элемент»? Там главный герой — аэротаксист. Действие относится к 2263 г. Когда ждать появления аэротакси в реальности?
— Зарубежные разработчики занялись проектированием и испытанием опытных образцов беспилотных аэротакси в 2016–2019 гг. В 2020 г. компания «Убер» планировала запустить тестовую линию, но помешала пандемия.
Свои варианты аэротакси готовит и «Боинг» — его летательный аппарат создан на основе мультикоптеров, способных на вертикальные взлёт, посадку и быстрый горизонтальный полёт.
Авиастроительный концерн «Эрбас» запустил разработку аэротакси, выполненного по схеме конвертоплана с передним и задним поворачивающимися крыльями. На консолях каждого крыла размещены по четыре электромотора с воздушными винтами. Аппарат способен преодолеть расстояние около 80 км за 18 минут.
Британская компания «Роллс-Ройс» в 2018 г. представила концепцию летательного аппарата с шестью электромоторами, получающими энергию от газотурбинного генератора. В отличие от разработок других компаний, которые работают от аккумулятора, «англичанин» будет летать на керосине. Это значительно увеличивает дальность полёта — она составит примерно 800 км. Максимальная скорость летательного аппарата 250 км/ч. Для заправок предлагается использовать существующую инфраструктуру в аэропортах и на вертолётных площадках. А там, глядишь, аэротакси начнут и на обычных АЗС заправляться. Нечто похожее было показано в старом фильме про Джеймса Бонда. В нём агент 007 летал на автожире, подруливал к заправке и говорил: «Полный бак, пожалуйста».
— А как обстоят дела с отечественными разработками?
— Не так давно испытания беспилотного такси проходили в помещении Малой спортивной арены «Лужников» в Москве. Беспилотник, способный доставлять пассажиров и груз по воздуху на расстояние до 100 км, разработала компания — участник Московского инновационного кластера. Габариты летательного аппарата сопоставимы с размерами автомобиля. Он может взлетать на высоту 150 м и садиться на стандартное парковочное место, маневрировать на стоянке. Рассчитан на двух пассажиров, максимальная грузоподъёмность 300 кг, а скорость 200 км/ч. Есть и другие интересные разработки. Когда аэротакси встанут на крыло, их будут водить не усталые гастарбайтеры, а внешние пилоты из авиалогистического центра.
— И когда я смогу вызвать через мобильное приложение воздушное такси?
— Я не пророк, но сказал бы, что ожидать скорого появления аэротакси в городах не стоит. Здесь очень много составляющих. Хотя бы потому, что для этого придётся менять всю привычную нам среду. Ну, например: вы когда-нибудь обращали внимание, сколько проводов приходится на среднестатистический московский двор? У меня перед окном три «воздушки» висят, портят пейзаж. Для БПЛА это смертельная угроза! Зато на территориях, прилегающих к мегаполисам, у аэротакси, надеюсь, хорошее будущее. Особенно там, где есть платёжеспособный спрос на такие перевозки. Это Московская, Ленинградская, Нижегородская обл., весь юг России.
— А вы лично готовы сесть в аэротакси?
— Внимательно слежу за развитием ситуации. Как только представится такая возможность, обязательно прокачусь.
Доставка пиццы
— На фоне самоизоляции некоторые стали предсказывать доставку фастфуда на дом при помощи дронов. Это реально?
— К сожалению, многие представляют возможности беспилотной авиации только так. Когда меня спрашивают об этом, задаю встречный вопрос: «А кто будет отвечать в суде, если беспилотник-доставщик уронит ящик с пепси на голову клиента? Разработчик программного продукта, оператор беспилотного устройства или искусственный интеллект?» Для беспилотной авиации есть более актуальные и серьёзные задачи.
— Какие, например?
— Например, транспортные. Речь не об огромном беспилотном грузовом самолёте, летящем из Москвы на Дальний Восток, а о том, что обычный транспортник с экипажем довозит до аэропорта-хаба всё, что было заказано жителями, допустим, на Чукотке. А далее грузы потребителю развозит не вертолёт Ми-8, у которого час полёта стоит 280 тыс. руб., а грузовой дрон с ценой за час полёта в 10–30 тыс. И модную книгу столичного издательства можно будет получить в библиотеке отдалённого посёлка через неделю после выхода из типографии, а не когда весной вскроются реки.