Есть в США такой уважаемый журнал — «Нэшнл интрест» («The National Interest»), «Национальный интерес» то есть. Он считается близким к Госдепартаменту, но более свободным в своих оценках, нежели карьерные дипломаты.
Последний номер «НИ» (цитируем в переводе портала «Иносми.ру») украсила статья Майкла Пека «Пять натовских видов оружия, которых должна бояться Россия». Автор исходит из гипотетической возможности войны между европейскими членами НАТО и РФ по поводу событий на Украине. Любопытно, что всё, чем могут удивить (в плохом смысле слова) Россию вооружённые силы США, тут вообще не рассматривается. Неужели это прозрачный намёк европейцам: если раздразните Россию своими санкциями, мы вам не помощники?
Итак, чем же американцы предполагают дергать за хвост русского медведя руками европейских союзников?
Британский танк «Челленджер-2»
«"Челленджер-2", — пишет «НИ», — имеет мощную броневую защиту под кодовым названием "Дорчестер" (второе название брони "Чобхэм") и 120-миллиметровую пушку. Его скорость по пересечённой местности составляет 40 километров в час... Имея вес 63 тонны, "Челленджер-2" определённо тяжелее различных моделей 40-50-тонных Т-72, состоящих на вооружении в российской армии, в том числе Т-72Б3 (самая современная версия этого танка, которая вскоре будет участвовать в "Танковом биатлоне" — Ред.), и также Т-90».
Российские танки, допустим, вооружены даже более мощной пушкой — калибр 125 миллиметров. «Слоёной бронёй», как британцы, они не обладают, но имеют навесную динамическую защиту — плоские контейнеры размером с две мужские ладони с чрезвычайно инертной взрывчаткой. При попадании снаряда она взрывается и отбрасывает его. Но самое главное — в Британии осталось всего 227 «Челленджеров», в то время как в России — порядка 6000 современных танков. Прорвёмся...
Немецкая подводная лодка проекта 212
Эта лодка, — пишет "НИ", — водоизмещением 1500 тонн имеет воздухонезависимый двигатель, в котором используются водородно-кислородные электролитные мембранные топливные элементы, позволяющие субмарине длительное время находиться в подводном положении... субмарина проекта 212 обладает подводной скоростью в целых 20 узлов (35 км/ч — Ред.).
Что ж, лодки проекта 212 и впрямь очень хороши. Если российские дизель-электрические подлодки проекта 877 «Варшавянка» в надводном положении идут на дизелях, а в подводном на аккумуляторах и должны периодически всплывать для подзарядки, то «немка» может ходить под водой чуть ли не месяц! Кстати, в нашей стране пока что создать работоспособную подлодку с воздухонезависимой энергетической установкой не удалось. Посмотрим, что дадут испытания «Лады» (проект 677) в текущем году.
Хотя, на самом деле, наши проблемы не в отсутствии современных лодок, а в аварийном состоянии противолодочной обороны. В 2006 г. тогдашний начальник радиотехнического управления ВМФ признался: «Надёжное освещение подводной обстановки гидроакустикой ВМФ не обеспечивается даже на подходах к пунктам базирования сил флотов, не говоря уже о вскрытии подводной обстановки в ближней морской зоне».
Евроистребитель «Тайфун»
«Истребитель "Тайфун", — рассказывает американский журнал, — находится на вооружении ВВС Германии и Британии, поскольку у этих членов НАТО больше шансов столкнуться с русскими в Восточной Европе, а также ВВС Италии и Испании, у которых таких шансов мало... Евроистребитель имеет на вооружении 27-миллиметровую пушку и целый набор различных ракет... для воздушного боя, а также ракеты класса "воздух-земля"».
Ну и чем, спрашивается, этот «Тайфун» лучше российского Су-35? Да ничем. У «Тайфуна» скорость 2495 км/ч, у Су — 2500. Радиус 1389 км против 1800. Боевая нагрузка 6,5 тонн против 8. Правда, если дело дойдёт до воздушных боёв, всё будет решаться не столько характеристиками самолётов, сколько данными подвешенных под ними ракет класса «воздух-воздух». У России тут могут быть проблемы — всё-таки наша электроника не самая лучшая в мире. А вот у европейцев проблемы возникнут однозначно — ракеты кончатся, как это случилось недавно во время операции против Ливии. Придётся обращаться к США, но эта возможность выходит за рамки данного исследования.
Ударный вертолёт «Тайгер»
Скорость вертолёта составляет около 290 километров в час, а его различные модификации оснащены противотанковыми ракетами, ракетами класса "воздух-возду"», а также неуправляемыми ракетами класса "воздух-земля"... "Тайгер" ограниченно участвовал в боевых действиях французских и немецких войск в Афганистане и Ливии. Но если начнётся война между НАТО и Россией, "Тигр" будет выслеживать и уничтожать российские танки».
Да на здоровье! Нынешние вялотекущие бои на юго-востоке Украины наглядно показывают, насколько уязвим вертолёт для огня с земли. Даже если этот огонь ведут слабо подготовленные ополченцы из того оружия, что под руку подвернулось. Если НАТО докатится до войны с Россией, «Тайгерам» придётся штурмовать позиции, прикрытые средствами настоящего войскового ПВО. Возможности самого «безобидного» российского комплекса «Панцирь» впечатляют: ракеты бьют на 20 километров, 30-миллиметровые пушки — на 4 км. Полетят клочки от «Тайгеров» по закоулочкам...
Израильская ракета «Спайк»
«Почему израильское оружие включено в список смертоносных систем НАТО?» — недоумевает сам автор. И сам же отвечает: «Потому что "Спайк" состоит на вооружении в армиях многих членов Североатлантического альянса, таких, как Бельгия, Британия, Хорватия, Германия, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Словения и Испания.
14-килограммовая "Спайк" — это противотанковая ракета с оптико-волоконным наведением и тандемной боевой частью с двумя кумулятивными зарядами, чтобы сначала пробить динамическую защиту танка, а потом и его броню.
Ракеты "Спайк"... способны поражать цели на удалении от 800 метров до восьми километров».
Сразу представляю себе героических испанских противотанкистов, сдерживающих российские Т-72 где-то под Коста-Бравой. Но шутки в сторону: «Спайк» — это серьёзно! В отличие от самого распространённого российского ПТРК «Корнет», который управляется по лазерному лучу, изделием израильского ОПК вообще управлять не надо. Навёл на цель, нажал кнопку — цель с вероятностью 95% поражена! Единственный недостаток — выстрел стоит 250 тыс. долларов. Чуть дешевле боевой машины пехоты, которая тянет на 350 тысяч. Танк Т-72, правда, оценивается в 1,2 миллиона, так что определённая выгода в применении «Спайка» всё-таки есть. Но — только в быстротечных конфликтах. Если дойдёт до «войны на истощение», победит та сторона, которая сможет выкатить на поле боя пусть не самые навороченные, зато более многочисленные образцы вооружения. Это тот самый «русский лом», против которого, как известно, нет приёма, который принес СССР победу в Великой отечественной войне. Ну а то, что отечественные образцы вооружения угробили на порядок больше собственного личного состава, чем погибло во всех прочих странах, — издержки нашего национального способа ведения войны. Тут уж ничего не поделаешь, «мы, — как пел классик, — за ценой не постоим!»