Совсем недавно военная полиция была нам знакома исключительно по голливудским фильмам. В культовом «Пёрл-Харбор», например, в сцене драки двух главных героев кто-то вызывает в бар, где она происходит, американскую «Эм Пи» - «Милитари полис». Дюжие моряки и лётчики разбегаются, как тараканы, при одном виде людей в белых касках.
1 декабря 2012 г. военная полиция появилась и в России. Об этой новой для Вооружённых сил структуре «АиФ» поговорил с полковником Игорем Сидоркевичем, начальником Главного управления военной полиции Министерства обороны РФ.
Дедовщины больше нет?
Сергей Осипов, «АиФ»: Игорь Михайлович, Советская армия 70 лет жила без военной полиции, да и российская - 20 лет. Почему именно сейчас появилась необходимость создать такую структуру?
Игорь Сидоркевич: В советские времена командиры обладали бóльшими правами для наказания своих подчинённых. Ротный мог дать солдату или сержанту трое суток ареста, комбат - 5, командир полка - 7, командир дивизии - 10... Потом в нашей стране наступила демократия, одним из завоеваний которой стало то, что никого нельзя лишить свободы, даже на несколько дней, без решения суда. Солдат - он тоже гражданин, у него, как и у прочих граждан, тоже есть права... На сегодняшний день все вопросы с дисциплинарным наказанием военнослужащих решаются только через суд. Конечно, через военный суд, но там всё не менее серьёзно, чем в суде гражданском.
В других странах военная полиция существует уже давно. Её задача - поддержание порядка и законности в армии, борьба с правонарушениями и преступлениями. Считается, что оптимальная численность военной полиции - от 2 до 5% личного состава вооружённых сил.
- А у нашей военной полиции те же задачи?
- Первой задачей была борьба с дедовщиной. Помнится, как только меня назначили, матери призывников, с которыми, по их мнению, нехорошо поступили их сослуживцы, раздобыли номер моего мобильного телефона и стали звонить. «Вы же, - говорили, - полиция, вот и разберитесь». Ну мы и разобрались... Кстати, пользуясь случаем, хотелось бы разобраться ещё и с терминами. Понятие «дедовщина» сейчас устарело - ведь все призывники служат по одному году. Явление, с которым имеет дело военная полиция, правильнее называть казарменным хулиганством.
Дознание и дознаватели
- И как вы с этими хулиганами боретесь?
- Сейчас в каждой казарме на самом видном месте висит табличка с телефонным номером ближайшей комендатуры военной полиции. В комендатуре - точно как в любом райотделе внутренних дел - ведётся журнал учёта обращений. Когда я инспектирую своих подчинённых, первым делом проверяю эти самые журналы. Могу констатировать: количество жалоб на хулиганство сильно уменьшилось. Ну и обязанностей обеспечения безопасности дорожного движения, когда в нём принимают участие военные автомобили и прочие транспортные средства, никто с нас не снимал. Военную автоинспекцию - ВАИ - военные водители боятся не меньше, чем гражданские - ГИБДД. Особенно те, кто правила нарушает.
- А ещё какие функции на ваше управление возложены?
- Например, контролировать процесс дознания, которое проводится в армейских частях по поводу различных инцидентов. Достаточно давно сложилась такая практика: командир части назначает дознавателем кого-то из строевых офицеров - естественно, без юридического образования. Вот он, бедняга, и изображает из себя Глеба Жеглова, как умеет. Пока что военная полиция контролирует таких дознавателей и подсказывает им какие-то тонкости, а в перспективе все расследования в Вооружённых силах полностью перейдут к военной полиции. Этим мы освободим офицеров от несвойственных им функций. С этой точки зрения создание военной полиции полностью укладывается в русло нынешней военной реформы, суть которой в том, что каждый в Вооружённых силах должен заниматься своим делом профессионально.
Два метра авторитета
- Каким инструментарием располагает военная полиция для поддержания порядка в армии?
- В экипировку входят все необходимые полицейские средства - резиновые дубинки, электрошокеры, прочее нелетальное оружие. Но это не главное. Главное в том, что военный полицейский должен одним своим видом внушать почтение к закону. Поэтому мы берём к себе только контрактников, причём желательно со спортивными разрядами по различным видам единоборств. Представительные, в общем, ребята - под два метра ростом, косая сажень в плечах. У нас сейчас 6500 таких специалистов в 140 комендатурах по всей стране, в том числе и в Крыму. Но, если у ребят что-то не получается, позвонят мне, я выеду на место и сам разберусь с нарушителями. Шучу, конечно...
- Смысл шутки в том, что начальник военной полиции у нас - мастер восточных единоборств, с 1993 г. возглавляет Федерацию дзюдо Санкт-Петербурга и является вице-президентом Федерации дзюдо России. Я ничего не пропустил?
- Ещё двукратный чемпион мира по самбо.