За годы войны через Вологду с фронта в тыл перевезли около миллиона раненых: находившаяся недалеко от линии фронта Вологодская область стала одним из крупнейших транспортных узлов, обеспечивавших бесперебойную связь тыла с действующей армией.
От рядового до маршала
Всего во время война на фронт было призвано 370 уроженцев Вологодской области, из них погибли 203 тыс. 811 человек. 147 вологжан в годы Войны были удостоены звания Героев Советского Союза. Среди них и маршал Советского Союза Иван Степанович Конев, получивший Звезду Героя дважды. Конев также получил множество различных советских и иностранных наград. Дважды звание Героя Советского Союза получил и уроженец Вологодской области, летчик-истребитель Александр Федорович Клубов. Он участвовал в боях в небе Кавказа и Украины, сбивал немецкие самолеты над Вислой. Совершил 457 вылетов, на его личном счету — 31 самолет противника. Ас-истребитель погиб 1 ноября 1944 г. при испытании нового самолета, получив вторую Звезду посмертно. Несколько уроженцев Вологды повторили подвиг Александра Матросова — Александр Константинович Панкратов во время боев за Новгород в августе 1941 года, при штурме занятого вермахтом старинного монастыря, закрыл собой вражеский пулемет. А 14 декабря 1942 года, во время боев на Дону, вологжанин Василий Николаевич Прокатов, также своим телом перекрыл пулемет в амбразуре. Его самоотверженность позволила частям Красной Армии успешно форсировать Дон.
Связь между фронтом и тылом
С началом Великой Отечественной войны промышленные предприятия области перешли на военное производство: паровозоремонтный завод выпускал бронепоезда, миномёты и санитарные поезда; судоремонтные мастерские производили мины и автоматы. На заводе «Северный коммунар» в Вологде, в Белоручейском леспромхозе, на предприятиях Великого Устюга и Череповца делали мины и снаряды.
Вологодский паровозовагоноремонтный завод в период войны производил мины, а также выпускал необходимые детали для легендарных «Катюш». Северная железная дорога пропускала в первую очередь составы и грузы для блокадного Ленинграда. Вологда также стала перевалочным пунктом для массовой эвакуации промышленных предприятий и населения на восток страны.
Были организованы перевозки военных грузов в Ленинград и на другие фронты. Ответными рейсами Вологда ежедневно принимала по 9-10 санитарных поездов с ранеными. Согласно архивным данным, за годы войны санитарные поезда транспортировали в Вологду около миллиона раненых бойцов.
Памятные места на карте региона
- Оштинский рубеж: в сентябре 1941 года фронт подошёл к границе Вологодской области, а с октября 1941 и по июнь 1944 года здесь проходила линия фронта.
- Северная Железная дорога и вагоно-ремонтный завод
- бюст Маршала Конева
- бюст Александра.
- Обелиск воинской славы (памятник вологжанам — Героям Советского Союза и полным кавалерам ордена Славы).
- Мемориал «Вечный огонь».
- Памятник «Побег из ада» в Октябрьском сквере.
- Памятник Т-34 «В честь боевого и трудового подвига вологжан в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
- Памятник Вологодскому санитарному поезду
Битва за жизнь. С кем и за что сражались на Великой Отечественной войне?>>