Примерное время чтения: 8 минут
6783

Поезд Победы. Уникальный состав отправился на «линию фронта»

Николай Терещенко / АиФ

23 октября 2020 года с Белорусского вокзала в Москве отправился в путь Поезд Победы. Это исторический проект на колесах, который станет завершающим мероприятием Года памяти и славы в России. Первая часть маршрута пролегает по городам, которые были на линии фронта в годы Великой Отечественной войны: Псков, Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Тула, Курск, Новороссийск, Керчь, Севастополь, Владикавказ, Волгоград и еще 11 городов-героев и городов воинской славы. Затем, после технического перерыва — на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток.

Уникальная инсталляция

Уникальный поезд был создан специально в честь 75-летия Победы по проекту команды «Невский баталист». Это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе. Выставочная экспозиция повествует о бессмертном подвиге советского народа в Великой Отечественной войне. Каждый вагон в поезде посвящен отдельной теме. Начинается экспозиция с последних предвоенных дней, когда люди ехали на курорты, к своим родственникам и друзьям в разные уголки Советского Союза.

Фото: АиФ/ Николай Терещенко

Следующий вагон — уже «теплушки», которые везли бойцов на фронт. Следующий вагон — инсталляция, показывающая, как фашисты перевозили пленных военных и гражданских советских людей в лагеря смерти. Есть в составе Поезда Победы и санитарный, банный, штабной вагоны, где, например, был штаб на колесах маршала Рокоссовского. Есть также вагон бронепоезда. Конечно же, присутствует самый светлый и праздничный вагон — тот, в котором люди отмечают Победу 9 мая 1945 года.

Фото: АиФ/ Николай Терещенко

Во время экскурсии можно воспользоваться специальным аудиогидом, повествующим о времени, которое показывает каждая экспозиция, а также интересных событиях и случаях, происходивших на железных дорогах во время войны. Например, как мылся в банном вагоне фельдмаршал Паулюс после того, как его взяли в плен. Или о том, что делал в железнодорожных войсках академик Курчатов, создатель ядерного щита СССР. Инсталляция создает мощное впечатление. Дмитрий Поштаренко, главный идейный вдохновитель этой выставки, говорит, что проводницы, живущие в поезде, даже боятся ночью проходить через вагон, который везет пленных в концлагерь.

Фото: АиФ/ Николай Терещенко

Железные дороги во время войны

По воспоминаниям очевидцев, время войны — это постоянное движение. Войска передвигаются на фронт, беженцы — в тыл, происходит эвакуация целых городов и огромных производств, и наоборот — постоянное движение вооружений, боеприпасов, запасов продовольствия — к фронту. «Всё для фронта, всё для Победы!» — главный лозунг тех лет. И работа железных дорог в этом движении имела главное, фундаментальное значение. Железные дороги осуществляли 70% всех воинских перевозок в стране.

Для быстрейшего продвижения поездов железнодорожники использовали особые технические идеи, применяли передовые методы труда, во многом отработанные в довоенный период: скоростное формирование поездов, безотцепочный ремонт вагонов, вождение тяжеловесных составов, отправление сдвоенных поездов и многое другое. С целью повышения пропускной способности участков железных дорог вводилась «живая блокировка» — через каждые 800-900 метров на некоторых перегонах стояли сигнальщики, и по их сигналам шли поезда. А при подготовке битвы за Москву эшелоны с сибирскими дивизиями, например, двигались параллельно по обоим путям дороги в затылок друг другу. Изменились и графики работы паровозных бригад. Если до войны бригада водила эшелоны на определенном «плече» и потом менялась, то в военное время к составу прикреплялся специальный вагон для локомотивной бригады, и она вела состав до места назначения. Машинисты водили составы на тысячи километров, месяцами не возвращаясь домой.

Фото: АиФ/ Николай Терещенко

Принимали железнодорожники участие и в боевых действиях. На Ленинградском фронте успешно действовал бронепоезд «Балтиец», который был оснащен даже орудием со знаменитого крейсера «Аврора». На бронепоезде «Красная Звезда» были установлены танковые башни КВ-1. Бронепоезд «Салават Юлаев» был оснащен зенитными орудиями — для прикрытия войск от воздушных вражеских атак. Особое значение имели также санитарные поезда и поезда-госпитали. Все помнят кадры из знаменитого фильма «Офицеры», где жена главного героя командует таким составом во время войны.

В добрый путь!

Перед отправкой Поезд Победы посетили заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко, Министр науки и высшего образования Валерий Фальков и председатель правления АО «РЖД» Олег Белозеров. В коротком брифинге для прессы они поделились своими впечатлениями.

Сергей Кириенко: «Этот поезд — это символ всей Великой Отечественной войны. Отсюда, с Белорусского вокзала, бойцы отправлялись на фронт. Сюда они возвращались победителями. Во время войны вся страна на колесах, на рельсах жила. Я хочу сказать огромное спасибо всем, кто участвовал в создании этой экспозиции. Она первая в мире, такой — в рабочем железнодорожном составе — больше нет нигде. И хотел бы также отметить, что Поезд Победы — это дань уважения всем железнодорожникам, которые трудились во время войны, совершали и трудовой, и боевой подвиг, приближали наш общий День Победы».

Фото: АиФ/ Николай Терещенко

Валерий Фальков: «Мы в этом году много проектов запустили, посвященных 75-летию Победы. И этот Поезд Победы — такой финальный, значимый аккорд всего Года памяти и славы. Кстати, в одном из вагонов, если вы обратите внимание, есть фигура академика Курчатова, ученого, который также и во время войны, и после нее отдавал все свои силы стране, создавал оружие, которое по факту не допустило после Второй мировой войны ни одного крупного конфликта такого масштаба. Люди науки много сил вложили для Победы. И с медицинской точки зрения, и с военной все работали для фронта».

Олег Белозеров: «Это очень эмоциональный проект. Буквально с первого вагона погружаешься в атмосферу тех лет, тех событий. Как будто попал в „машину времени“. Огромное спасибо команде создателей проекта, и я очень рад, что Российским железным дорогам также удалось внести свой вклад в его реализацию»

На предложение АиФ — оставить Поезд Победы работать на постоянной основе в качестве музея на колесах — Кириенко и Белозеров ответили: «Да, теперь рука уже не поднимется такую экспозицию разрушить».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых