Наша культура, и в первую очередь телевидение, находится в серьёзном кризисе. Масштабы его не меньше, чем у кризиса экономического, охватившего мир. Но если в экономике лучшие умы устраивают мозговые штурмы, создавая антикризисные программы, на это выделяются миллиарды, то проблемы культурные большинство - и прежде всего власти - предпочитает не замечать.
Криминал - в массы?
«Телевидение - огромный пласт культуры. Ни кино, ни театр не могут дать человеку того, что он получает, когда смотрит телевизор. Поэтому именно от телевидения зависит, насколько комфортно будет чувствовать себя человек в созданном информационном поле, на чём будет воспитываться подрастающее поколение», - говорит зампредседателя Комиссии Общественной палаты по культуре Николай Зятьков.
Так же считает социолог, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей: «Нет важнее инструмента, средства управления страной, чем телевизор. Это значительно сильнее, чем армия или секретные службы. Именно на «голубом экране» люди ищут не только информацию о том, что случилось в стране или в мире, но и то, как воспитывать детей, как вести себя с родителями, с женой, с начальником, как учиться, лечиться… А какие самые продаваемые темы на ТВ? Каннибалы, слухи, секретная информация, разрушение семей, отвращение к жизни».
Тому, как связаны между собой информационное пространство и нравственное здоровье граждан, а главное - что надо сделать, чтобы ситуация на отечественном телевидении изменилась к лучшему, было посвящено заседание одной из рабочих групп Комиссии по культуре Общественной палаты.
Приглашённые эксперты одной из главных проблем называли отсутствие в России не только общественного, но и государственного телевидения. «До тех пор пока в России не появится «триада»: государственное, коммерческое и общественное телевидение (как это, собственно, происходит во всём мире), хоть десятки советов создавай - ситуацию они вряд ли исправят», - говорит Владимир Лившиц, руководитель Информационно-аналитического центра Национальной ассоциации телерадиовещателей.
По мнению Даниила Дондурея, многие телеканалы «делают со зрителем что хотят. Кто-нибудь когда-нибудь пытался проанализировать, что в прошлом сезоне на всех каналах выходило 60 (!) криминальных информационных выпусков в неделю? Делается это под видом того, что, мол, такие программы помогают зрителям адаптироваться в жёстких условиях жизни в современном городе. Хотя все психологи в один голос утверждают: подобная тематика, наоборот, крайне негативно влияет на психологическое здоровье нации».
Им закон не писан?
«Проблема эта неоднозначна, - говорит Николай Зятьков. - С одной стороны, есть законы, и их достаточно, чтобы привлечь к ответу то или иное СМИ, если оно эти законы нарушит. Но при этом мы слишком часто видим на экранах или слышим по радио то, что нас не удовлетворяет. С другой стороны, нет гарантии, что комиссии, которые будут созданы для того, чтобы отслеживать нарушения нравственных и этических норм в СМИ, не перегнут с этими запретами палку. Поэтому надо найти такую форму контроля, которая не затрагивала бы ни свободу слова, ни бизнес-интересы ТВ, но при этом зрителю не хотелось бы выключить телевизор».
Возможно, одним из выходов из ситуации может стать создание общественных советов при каналах - подобный совет существует в Санкт-Петербурге, на Пятом канале. Ведь именно глас народа порой оказывается сильнее официальных директив. «Как вы помните, ситуация с каналом «2Х2», в эфире которого шли мультфильмы, калечащие детскую психику, муссируется уже год. Каналу вынесли порицание, но лицензию всё же продлили. У руководства канала не хватило здравого смысла либо избавиться от мультсериалов такого содержания, либо передвинуть их на глубокую ночь. Но я верю, что у гражданского общества хватит терпения и воли к победе, чтобы добиться изменения репертуарной политики на канале», - считает Константин БЕНДАС, первый зам. председателя Российского объединённого союза христиан веры евангельской.
И он прав: пока мы будем тихо, сидя по кухням, ругать телевидение, нас так и будут пичкать маньяками и расчленёнкой. Но если громко повторять: «Мы не хотим это смотреть», нас в конце концов услышат.