aif.ru counter
8652

Юрий Белановский: Женщина в православии. Что можно, а что нельзя?

Невозможно привести никакие христианские богословские основания «ущербности», «плохости», «бесправности» женщин в...

«Плохость» определяется только одним – совершением греха, а в этом и «слабый», и «сильный» пол одинаковы. Я берусь утверждать, что с точки зрения евангельского откровения и церковного вероучения, проблемы «женщина в Церкви» не существует. «Слабый пол» так или иначе, пусть и с оговорками, но представлен во всех сторонах церковной жизни. Напомню, что среди тех, кого Церковь именует «святыми» и кого Церковь представляет как пример христианской жизни, равно почитаются и мужчины, и женщины. Более всех святых и даже более ангелов в Православной Церкви почитается женщина и мать – Пресвятая Богородица.

В современной церковной жизни мы видим женщин философов, богословов, литургистов (специалисты по организации богослужения), педагогов, миссионеров, катехизаторов (обучают новичков основам вероучения), настоятельниц монастырей, журналистов, юристов, бухгалтеров, регентов, старост приходских общин, певчих и даже тех, что прислуживают в храме во время богослужения. Видим даже женщин, что вопреки общему правилу, бывают в алтаре, пусть и для уборки. Знаем представительниц «слабого пола», которые жертвуют Церкви деньги и через это имеют значительное, хоть и непубличное влияние. Общеизвестно, что женщины участвуют даже в церковных соборах и голосуют по важнейшим вопросам. Голос женщин учитывался и на выборах Патриарха.

Особо обращу внимание, что в современной церковной жизни женщины на равных с мужчинами представлены в областях куда более значимых и для нашей культуры, и для жизни Церкви, чем «присутствие в алтаре» или «прислуживание священнику во время богослужения». Писатели, журналисты, учителя, катехизаторы – это те церковные профессии или служения, в которых передаётся церковная традиция, где женщины фактически «влияют на умы» и выступают от имени Церкви.

Достаточно обратиться к православному христианскому учению о мужчинах и женщинах, к учению  и опыту почитания Пресвятой Богородицы, а также к христианскому пониманию правил поведения в храме, и всё станет на свои места. Жизнь женщин в отношении Бога и христиан ничем не ущемлена и зависит, так же, как и жизнь мужчин, только от их собственной веры, произволения и усердия.

Несмотря на достаточно ясную евангельскую и богословскую позицию Церкви в отношении «слабого пола», в православии есть определённые моменты, влияющие на церковную жизнь женщин. В данном случае, «практика», являясь более суровой, противоречит «теории», и в обозримом будущем ничего не изменится. Я говорю прежде всего об отношении к «женской нечистоте» и о восприятии женщин через призму архаичного средневекового общества.

Почему женщина не может быть священником?

Осмелюсь сказать, что в конечном итоге, есть только один ответ на этот вопрос и его достаточно, чтобы более не возвращаться к этой теме. Священники призваны в меру сил продолжать служение Иисуса Христа. Они, как и Он, – мужчины и пастыри. Господь – глава той большой семьи, того собрания, что получило название Церковь. Священник – тоже глава, он осуществляет отеческое служение в отношении христианской общины, вверенной ему Богом.

Опыт протестантских церквей и «женского священства» не подходит для сравнения с православием и католичеством. Священство в протестантизме, насколько я понимаю, тождественно понятию «старейшина» и близко к понятиям «староста», «учитель» и «спикер». О священстве в православии я как-то писал, ключевым отличительным моментом является особое Божье благословение, преподаваемое священникам, особые Божьи дары, что необходимы для служения по образу Самого Христа. В православной традиции женщины могут быть и «старейшинами», и «старостами», и «учителями», и «спикерами», но не могут уподобиться Христу в его пастырстве.

О женской «нечистоте»

«Нечистота женщины» – это отжившие своё и необходимые только на определённом историческом этапе, однако проросшие и укоренившиеся в православной жизни ветхозаветные взгляды на родовые процессы в жизни женщины. Вероятно, это произошло из некоторых педагогических и гигиенических соображений, которые в последствии отошли на второй план, уступив место традиционному «так надо». Для нас важно, что с очень давних (но отнюдь не апостольских) времён женщины в дни «месячного очищения» и в сорокадневный послеродовой период стали считаться «нечистыми». Это понимание наложилось на традиционное для древности, но не всегда одобряемое христианами разделение мира на «священное» и «профанное», когда святыни мыслились как нечто самодостаточное, что можно осквернить. Отсюда, кстати, в конечном итоге и произошёл запрет женщинам входить в алтарь как в «святыню» храма.

Понятие женской «нечистоты» нашло отражение в многочисленных высказываниях церковных проповедников и писателей, а также в церковных правилах (канонах) и молитвах о женщине, родившей ребёнка. Некоторые толкователи сходятся во мнении, что женщинам не рекомендуется без особой нужды причащаться Тела и Крови Христа в состоянии «нечистоты». Хотя даже при таком строгом понимании церковное законодательство не содержит никаких «наказаний» за нарушение этой дисциплины. Иные толкователи указывают, что «нечистота» происходит только от греха, что нет и не может быть связи между «родовыми процессами» и причащением женщин. Не вдаваясь в подробности, отошлю желающих к исследованию этого вопроса и напомню, что ещё в начале прошлого века (до революции) отношение к женщине как к «нечистой» подвергалось серьёзной критике со стороны мирян, священства и даже епископата.

Я понимаю, что для современной женщины достаточно дико читать и знать, что она может считаться «нечистой», а порой даже «ущербной» только за проявления её природы, которые к тому же, благодаря высокому уровню медицины и гигиены, не оказывают ныне никакого влияния ни на что. И тем не менее женщинам надо быть готовыми, что в православных храмах у них могут нетактично поинтересоваться, нет ли у них «месячных».

Об идеале семейности и о многодетности

Что касается восприятия женщин через призму традиционного средневекового уклада жизни, то в православной народной традиции присутствует трудно объяснимый с евангельских и богословских позиций взгляд на женщину как на «подчинённое» во всём существо. Проповедуется идеал женщины как исключительно или многодетной матери, или монахини. Немногодетная семейность, таким образом, осуждается, что воспитывает у многих женщин чувство вины и неполноценности.

Совершенно очевидно, что и строгая подчинённость женщины, и её социальная несвобода, и невозможность «возвысить свой голос», и «молчание в церкви», и конечно же, «многодетная семья», как массовые общественные явления – это часть архаичного общества. Христианство не порождало их и, в общем-то, особо и не превозносило. Просто так сложилось, что фактически всю свою  историю христианская церковь жила в традиционном обществе, где для социальной свободы женщины и для немногодетности не было предпосылок. Уже не раз было сказано, что сегодня слишком многое изменилось по отношению к прошлому, чтобы всерьёз надеяться восстановить и тем более проповедовать возможность возрождения многодетности и подчинённости женщины семейному укладу как повсеместного образа жизни. То, что в христианской истории многодетная семья существовала на протяжении веков, не более чем свидетельство, что христианская цивилизация на определённых этапах не достигла ещё такого уровня, когда у супругов возникает обоснованная потребность иметь меньше детей.

Вероучение Православной Церкви говорит нам о том, что семья отражает образ бытия самого Бога и может быть основана только на свободной любви и самоотдаче супругов друг другу и детям. Рождение детей не является целью брака, оно – естественное и желанное следствие супружеского союза. У каждой семьи своя мера и свой жизненный путь. Идеал женщины определяется не количественными показателями, а её верой во Христа, исполнением Его заповедей, служением своей семье и ближним.

Современным женщинам надо понимать, что традиции прошлого и тем более многодетность не могут ставиться как обязательный идеал христианского брака. Вменение женщине подчинённости, а семье – многодетности как непременных обязанностей может привести к тяжёлым последствиям. «Союз любви» может превратиться в некую «казарму» или фабрику по «детопроизводству». Но христиане никогда не отвечали и не отвечают за такую колоссальную задачу, как воспроизводство нации, у них нет обязанности решать демографические проблемы.

 

 
Юрий Белановский, Руководитель

добровольческого движения «Даниловцы»

 

 


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (38)
  1. Рашит
    |
    13:41
    26.11.2012
    0
    +
    -
    Тема сложная. Автор затронул многие важные моменты.. Но как то нет логическлой завершенности в статье. Перед Богом все абсолютно равны, но есть физиологические различия. И религия эти различия учитывает. В исламе, например, так же считается , что во время месячных женщина бывает "нечистой". Но греха за это на женщине нет. Просто в этот период нельзя допускать половой близости и нельзя посещать храм (мечеть). Но и мужчинам ведь нельзя посещать мечеть или молиться без омовения. Женщина по Исламу может руководить молитвой среди женщин. А в мечеть ходить женщинам просто необязательно. Очевидно, что ограничение на отправление богослужения среди мужчин и вообще молитва вместе с чужими мужчинами (не являющимися родственниками) установлено (рекомендовано) Богом в связи с тем, что женщина все-таки сама по себе является большим соблазном. Она автоматически будет отвлекать мужчин от религиозных мыслей. К пророку Мухаммеду (мир ему) как то обратились женщины и спросили : "Ты вот , мол, общаешься больше с мужчинами, а нам женщинам как быть и что нам делать, для того чтобы попасть в рай ?:" На что пророк ответил, что если женщина родит и воспитает трех или более детей, то этого уже достаточно чтобы попасть в рай Спросили еще - а если только двух? Он ответил, что иногда возможно и двух. Еще пророк говорил, что рай у женщин под ногами. Таким образом, физиологические особенности женщин никак не препятствуют достижению главной цели жизни верующего человека - попаданию в рай. Если есть какие то ограничения в чем то, то значит и спроса меньше.
  2. Любовь Яковлева
    |
    14:38
    26.11.2012
    0
    +
    -
    "Для женщины мужчина не цель, для нее цель - ребенок". Так говорил Заратустра, и любая женщина с современным менталитетом с ним согласится. Брак заключается именно ради рождения и воспитания детей, а "свободная любовь и самоотдача" возможны и без брачных уз. В сегодняшнем мире женщины более образованный слой общества, чем мужчины, а часто и зарабатывают больше. Этим объясняется большое количество рождений внебрачных детей(до 30%) и разводов. Зачем терпеть пьяницу или лодыря, если она сможет одна поднять ребенка? А что касается церкви, ни одна уважающая себя женщина не пойдет туда, где ее считают низшим существом, "нечистой" и т.п. Такое отношение к женщине Христианство и Ислам унаследовали от Иудаизма. Бог должен быть в сердце, для общения с ним не обязательно посещать церковь.
  3. Елена24
    |
    15:20
    26.11.2012
    0
    +
    -
    Рашит писал(а): Очевидно, что ограничение на отправление богослужения среди мужчин и вообще молитва вместе с чужими мужчинами (не являющимися родственниками) установлено (рекомендовано) Богом в связи с тем, что женщина все-таки сама по себе является большим соблазном. Она автоматически будет отвлекать мужчин от религиозных мыслей. --- Какие же у вас мужчины легко отвлекаемые! И чем только думают! Головой или головкой? Нормальный мужчина, который руководствуется разумом, а не животными инстинктами, никогда не будет придерживаться таких взглядов. А вот маньяк, недавно выпущенный из тюрьмы, где женщин лет 10 не видел.... Вот такого легко "отвлечет" любая "юбка". А потом еще и скажут, мол, сама виновата...
  4. Larissa
    |
    16:11
    26.11.2012
    0
    +
    -
    К сожалению, автор сам себе противоречит. Начинает "о здравии" - все прекрасно, женщины в Церкви есть во всех сферах и во всех ипостасях, заканчивает "за упокой" - "присутствует взгляд на женщину как на подчиненное во всем существо"... При этом Автор берется объяснить, что "современным женщинам стоит понимать". Он словно собрался провести с женщинами разъяснительную работу в духе советского месткома. И физиологию затронул, и краткий богословский экскурс провел и по идеалам прошелся, но идеи настолько расплывчаты, а язык настолько казенный, что читать тяжело. "Идеал женщины определяется не количественными показателями" - да уж...
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. В каких парках можно будет привить питомца от бешенства?
  2. Зачем государство создает еще один ресурс с данными о населении?
  3. Какие выплаты получат столичные ветераны к годовщине битвы под Москвой?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ