Новообращенные молодые христиане, юноши и девушки, доверяющие Православной Церкви, не исключение. Они задаются тем же вопросом. Особенность в том, что именно в Православии они усматривают «залог» будущей семейной жизни. Насколько я могу судить, у молодежи есть уверенность или хотя бы надежда на технологичность построения семейной жизни и на наличие «гаранта» правильности этой жизни в виде православной традиции. «Гарантами» для них являются «тысячелетний опыт» опыт христианства, каноны церкви, творения святых отцов, духовное руководство со стороны священников, уверенность, что Бог все за всех решит. Единственное, что еще смущает молодых — отсутствие зримых, доступных, известных примеров семейной жизни, в том числе христианской.
Характеристика эпохи
Еще сто лет назад, как впрочем, и тысячу положение женщины было во многом детерминировано культурными, этническими и сословными традициями. Женщина могла воспринимать свой брак и постоянное деторождение только как неизбежную данность, причем большей частью никак не связанную со свободным выбором. На протяжении тысячелетий только семья была единственной возможностью для женщин реализовать себя. Женщина без семьи, без детей — для былых времен все равно, что белая ворона.
В первой половине прошлого века ситуация начала меняться. Благодаря развитию «идей свободомыслия» и способов и форм контрацепции женщины получили в обществе совершенно новый статус. Для них со временем были созданы рабочие места, и женский труд навсегда вошел в производственную жизнь. Слабый пол стал социально независимым и самостоятельным, обрел права равные с сильным полом.
Что мы имеем сейчас? Урбанизация, советское индустриальное прошлое, развитие новых социальных отношений и иные факторы привели к тому, что в России былые традиции семейной жизни утрачены навсегда. Как впрочем, и в других развитых странах брак перестал быть неизбежностью с явно подчиненной ролью женщины-матери, он стал свободным выбором, стал союзом мужчины и женщины ради любви. Такой семейный союз может жить и держаться только на внутреннем ресурсе — любви и доверии друг другу. Семейная жизнь стала очень уязвимой, она стала трудом, а для России часто и подвигом.
В большинстве семей работают вне дома оба супруга (отец и мать), а порой и их родители (дедушки и бабушки). Волей неволей детей отдают на целые дни в «детские сады» и на «продленку». Сильно ослабли родственные связи. Да и вообще, слишком многое на бытовом уровне препятствует семейной жизни и рождению детей, начиная с транспорта, не приспособленного для перевозки колясок, продолжая разваленной и коммерциализирующейся системой здравоохранения и социальной защиты и заканчивая хищническим отношением работодателей к женщинам (мало кто может рассчитывать на оплаченный декретный отпуск и больничные). Лишь немногие богатые семьи могут позволить себе собственное жилье.
Сказанное выше, к сожалению, относится и к жизни православных христиан и не может не влиять на создание и жизнь православных семей в России. Жизнь Церкви, так же как и общества в целом немыслима без использования труда женщин. О социальных гарантиях в православных организациях, так же говорить не приходится. Зарплата мужчин большей частью не в состоянии покрыть расходы даже семьи с одним ребенком и неработающей женой, из-за чего вынуждены работать оба супруга, что несовместимо с навеянными прошлым «идеалом» многодетной семьи.
О технологичности
21 век — время технологий. Многие уверены, что если что-то не получается, то это от незнания, от невладения нужной технологией или методикой. Известный вопрос, мелькающий на нагрудных значках, говорит, даже вдалбливает в наши головы: «Не знаешь? Спроси меня КАК!»
Люди ищут технологичность не только в вполне рациональных и пошаговых задачах, к примеру, в бухгалтерии, но и в межличностных отношениях. Современная культура настолько развила мысль о дозволенной и порой необходимой эксплуатации других, что люди осмелились ставить задачи и требовать ожидаемого решения там, где присутствует принцип личностной неопределенности, принцип свободной воли.
Как создать успешную команду? Как наладить отношения в семье? Как правильно выстроить отношения с любимым человеком? Как воспитать детей? Как научиться молитве (напомним, что молитва — это беседа с живым Богом)? Как спастись от греха? И т.д. и т.п. Люди даже не задумываются над самой абсурдностью указанных вопросов. Всем известно выражение: «известный ученый (священник) говорит, что для правильного воспитания (спасения от греха) необходимо следовать его методике (советам)...». И опять же, люди не задумываются, почему они должны довериться «известному» ученому, писателю или священнику? Отношение к свободе нивелировалось до предъявления технологичности и безапелляционного признания «авторитета» или «гаранта» внешнего по отношению к человеку, «гаранта» не связанного с ним узами личного доверия и желанием быть верным.
Для меня очевидно, что попытка свести развитие личных отношений к технологии почти всегда провальна. Дело в том, что отказ от ответственности через отказ от свободы не работает. Если результат не достигнут (эффективная команда не создана, семья развалилась), то в вину ставится недостаточное соблюдение заданной методики, при этом игнорируется принципиальная невозможность в области человеческих отношений соблюсти все предписания и указания. Вместо творческого осмысления и взятия ответственности, воспитывается инфантильность и чувство вины. Конечный итог — боязнь взять ответственность за происходящее, отказ от творчества, вечный поиск ошибок, и упущенное время.
Может ли Православие стать гарантом создания правильной семьи?
Христианство в своем учении исходит из Библии — Священного Писания. Эта книга много говорит о браке, о семейной жизни и даже о воспитании детей. Но Библия нынче не популярна. По изложению она далека от брошюр-подсказок. Смысл Библии — открыть перед человеком Живого и Личного Бога. Главная ее тема — помочь читающему узнать Божье слово, в том числе обращенное именно к нему; познакомить с заповедями Божьими; дать живые честные примеры общения с Богом разных людей. Читать Библию — большой и ответственный труд. К сожалению, очень часто новообращенные христиане проходят мимо Священного Писания. Их сразу увлекает «учение церкви», то наследие, что родилось из двухтысячелетнего опыта православного христианства. Не разбираясь в этом наследии, неофиты уверены, что его одного им достаточно.
Есть соблазн, и даже опасность воспринять «тысячелетнюю традицию» жизни прошлых поколений христиан не столько как опыт, данный нам для творческого осмысления, сколько как инструкции и готовые ответы на все вопросы. Конечно, опыт прошлых поколений важен и, обращаясь в прошлое, можно найти много полезных поучений или примеров удивительного отношения между супругами, доброго отношения с детьми. Но все же опыт семейной жизни римских, византийских граждан-христиан, да и жителей древней Руси в своей основе крайне мало применим к современности.
Дело в том, что православное осмысление семейной жизни формировалось большей частью в доиндустриальные эпохи, когда семейность по большому счету была единственно возможным образом жизни для большинства людей, особенно для женщин. «Тысячелетняя традиция», как бы это не было грустно, фактически ничего не говорит о семье, где изначально супруги не обусловлены культурными, сословными и иными традициями. Ничего не говорит о браке созданном исключительно по свободной любви и согласию, браке, где деторождение признается важной, необходимой, но отнюдь не определяющей задачей семьи.
Не являются подспорьем в создании семьи и церковные каноны. Есть иллюзия, что таковые — предписания о правильной жизни, что они нечто вроде учебника «счастливой семьи». На деле церковное законодательство, а именно его составляют дисциплинарные предписания или каноны, мало касается семейной темы и большей частью регламентирует вопросы разного рода безобразий и правонарушений. Скорее, каноны на семейную тему похожи на статьи семейного кодекса, а не на сборник поучений и советов о счастливой семье.
В церковной традиции сложилась система своих авторитетов и учителей в области вероучения и христианской жизни. Речь идет о людях, прославившихся глубокой и безупречной христианской жизнью именуемых святыми отцами. Кто-то из них оставил нам свои сочинения, о ком-то дошли воспоминания современников. Письменное наследие святых именуется святоотеческим учением. Бытует мнение, что святоотеческое учение — это обо всем и всегда в полноте и конечно о семейной жизни тоже. К сожалению, это не совсем так. Подавляющее большинство святых отцов были людьми безбрачными. О семье писали мало, как правило, по каким-то поводам. Большей частью писали епископы — главы христианских общин, предстоятели церквей. Их пастырское слово всегда было обращено ко всем, к мужчинам и женщинам и затрагивало многие сферы жизни, начиная с молитвы и вопросов вероучения и заканчивая нравственной и религиозной оценкой того, что волновало паству. В том числе затрагивались и вопросы семейной жизни.
Но цельного философски выстроенного учения о семейной жизни, способного стать практическим подспорьем для желающих создать семью святые отцы нам не оставили. Да и не могли оставить, ибо святые вообще не писали учебников, они всеми силами старались обратиться лицом к лицу со словом назидания, поучения, утешения, обличения к конкретным христианам. Старались откликнуться на нужды и запросы тех, кто жил вместе с ними, чтобы им лучше познать свою веру и исполнять заповеди Божии.
Есть множество попыток осмыслить и обобщить взгляды святых отцов, собрать и систематизировать поучения о браке. Это большое подспорье для людей доверяющих Церкви и желающих создать семью. Но очень многие темы, особенно те, что стали актуальны, в постиндустриальную секулярную эпоху, остаются в стороне от святоотеческого взгляда, ибо и намека на них в былые эпохи не было.
Естественно, тема семьи стала одной из важнейших для православных богословов, педагогов и психологов в 20 веке и в наши дни. Но это новое осмысление пока еще находится в начальной стадии своего становления и не может считаться целостным и полным православным учением о семейной жизни христиан.
Конечно, православному христианству есть, что сказать о семье и семейной жизни. Но оно никак не может быть «гарантом» создания правильной семьи и правильного воспитания детей. Оно не может дать современным людям ожидаемую технологию. По моему личному глубокому убеждению, христианство в основе своей — живая вера, общение человека с живым и личным Богом. Оно дает человеку, прежде всего воспитание и помощь для самостоятельного, свободного и ответственного исполнения заповедей Божьих, среди которых есть и заповедь о семье гласящая: «не хорошо быть человеку одному; оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью».