Поводом послужило интервью главы Московского департамента культуры Сергея Капкова, который, отвечая на вопрос газеты «Ведомости» по поводу замены этой песни на другую, заявил: «Это всё «Российские железные дороги», это же их территория. Но мы обратимся к ним в ближайшее время по этому поводу. Вопрос в том, что они говорят: «А какая альтернатива?». Ну, так как они её включают, когда поезда приходят на вокзал и помятые сонные люди выходят из вагонов, это всё равно должна быть какая-то песня-марш – оптимистичная, чтобы люди просыпались. Надо подумать. Здесь, наверное, лучше сделать какое-то голосование в Интернете или просто опросить людей…»
По мне, так песня Газманова на одном из центральных вокзалов столицы – это чудовищный пережиток и атавизм, привет из эпохи Лужкова, у которого был, мягко говоря, своеобразный вкус. Достаточно посмотреть, какие архитектурные памятники за время его правления были снесены, и что появилось вместо них. Песня Газманова – это такой же лужковский новодел, фальшивый, пахнущий заказухой, наполненный неуместным пафосом и мнимым величием. В песне довольно корявый текст, примитивная аранжировка. К тому же исполнена она «голосом-стеклорезом». В песне есть строчка «С днём рожденья, мои москвичи!». Соответственно, это произведение уместнее включать в День города где-нибудь в парке Кузьминки, но уж никак не на Ленинградском вокзале, где много иностранцев. Они едут из «культурной столицы» в столицу официальную, которая встречает их вот этим… шедевром.
На днях я встречал на Ленинградском вокзале супругу с классом (она возила детей на экскурсию). В 6:30 утра военный марш Газманова невероятно раздражает. Эффект от него такой же, как от ведра холодной воды, вылитой на спящего человека. Я видел, какие недоумённо-испуганные взгляды были у иностранных пассажиров, которые не привыкли, что на вокзалах вообще звучит бодрый военный марш. По мне, так вообще никакой музыки не должно быть, это была достаточно глупая затея. Будить пассажиров должна не песня Газманова, а проводники. Но если РЖД так уж дорога традиция музыкального приветствия, то это должны быть песни, не раздражающие и проверенные временем.
Я бы заменил газмановский марш на что-нибудь более лирическое и мелодичное, например, «Я иду, шагаю по Москве» (Петрова-Шпаликова), причём в исполнении блистательного певца Эдуарда Хиля. Какой в этой песне изумительный текст: «Бывает всё на свете хорошо, в чём дело, сразу не поймёшь…» И настроение от таких слов сразу улучшается. И ещё мне совершенно не понятно, почему музыка звучит, только когда прибывает «Сапсан». Пассажиры других поездов, получается, ущемлены в своих правах. А вообще, музыкальные вкусы – область довольно деликатная. О них, как говорится, не спорят. Например, в школе, где моя супруга преподаёт, вместо звонков стали включать песни, в частности, «Жили у бабуси два весёлых гуся». После седьмого урока эту бабусю и её гусей ненавидит вся школа. Может, всё-таки не стоит навязывать музыкальные вкусы огромному количеству людей, тем более, если эти вкусы, мягко говоря, своеобразные?
Владимир Полупанов Журналист еженедельника «Аргументы и Факты» |