«Школа жизни» была главной и для многих других большевиков. После войны у многих высокопоставленных советских чиновников нормой было высшее образование, часто - какое-либо инженерное, техническое. А вот первый и единственный премьерминистр СССР В. Павлов был даже доктором экономических наук, как и, кстати, и. о. премьер-министра России Е. Гайдар.
«В принципе у человека с техническим, математическим образованием более системное мышление, - говорит Павел Кудюкин из ВШЭ. - Из него может получиться хороший управленец, но только если есть такие таланты и психологические склонности. Долгое время в СССР управленческая подготовка была дополнительной к первому высшему - обучение в высшей партийной школе, в Академии народного хозяйства при Совмине СССР и др. Это, кстати, похоже на современную западную модель».
Наличие нескольких дипломов и научного звания при назначении на должности ценится и сегодня. Однако их ценность, бывает, вызывает сомнения. «Современная кадровая политика нередко строится по принципу элитного междусобойчика», - замечает политолог Александр Кынев. Одним из критериев становятся давние знакомства по работе и службе. Отсюда, например, нынешнее понятие «питерские во власти». Что-то подобное, впрочем, было и раньше: вспомним, например брежневский «днепропетровско-молдавский клан».
Сталин И.В.
Среднее образование. Горийское духовное училище, 3 курса Тифлисской духовной семинарии.
Хрущёв Н.С.
Среднее образование. Рабфак Юзовского горного техникума, недоучился в Промышленной академии в Москве.
Брежнев Л.И.
Высшее образование. Курский землеустроительно-мелиоративный техникум, Днепродзержинский металлургический институт.
Горбачёв М.С.
Высшее образование. Юридический факультет МГУ, экономический факультет Ставропольского сельхозинститута.
Ельцин Б.Н.
Высшее образование. Уральский политехнический институт (инженер-строитель).
Путин В.В.
Высшее образование. Юридический факультет Ленинградского госуниверситета, кандидат экономических наук (Горный институт).
Медведев Д.А.
Высшее образование. Юридический факультет Ленинградского госуниверситета, кандидат юридических наук.
Учился и не пригодился? Почему выпускники школ идут в вузы не за знаниями
ЕГЭ поставил России смертельный диагноз
«Мы искусственно понижаем наш потенциал». Эксперты об отмене магистратуры
Вуз по расчёту. Почему всё больше школьников хотят быть учителями
«В хорошие школы не пробиться». Как Британия решает проблемы образования