Храмы, построенные из многотонных камней, в огромном количестве расположились на островах Мальта и Гоцо. Их возраст колеблется от 4,5 до 6 тысяч лет. В это время, называемое эпохой неолита, не было техники, позволявшей ворочать гигантские глыбы с безупречным инженерным искусством.
Где сверлильные станки?
Музей археологии в столице Мальты городе Валлетта радует своей «однобокостью»: все экспонаты добыты археологами из слоя, относившегося к эпохе неолита. Вот, к примеру, тёмно-серый цилиндр размерами с напёрсток. На гладко отшлифованной поверхности зелёного камня золотая инкрустация. Откуда? Ведь на Мальте никогда не было золота. Один узор представляет собой греческую букву «пи» с тремя ножками. Другой - кольцо с отходящими от него вверх и вниз тремя полосками. Разумеется, объяснений этим странностям музейщики не дают. Но можно предположить, что это вовсе не узоры и цилиндр - отнюдь не ювелирное изделие. А техническое устройство - например, втулка для электрической цепи. Известно ведь, что золото - лучший материал для электроконтактов - не окисляется. А три ветви, исходящие из одной точки, - часто встречающийся узел.
Другие изделия из того же камня, именуемого «гринстоун», имеют форму трапеции. В них просверлены по два отверстия в углах. Причём высверленные полости имеют изумительную чистоту поверхности. И на всех отверстиях фаски - конические расширения, технологически неизбежные при инструментальном сверлении.
Рядом лежат инструменты той эпохи - корявые лезвия, сделанные из костей или острых каменных обломков. Они ни при каких обстоятельствах не могли быть арсеналом для высокотехнологичного сверления.
Дикарь на звёзды не смотрит
Фигурка лежащей женщины, найденная в храме Гипогей, - шедевр древнего искусства Мальты. На гладко отшлифованном известняке выгравирована гофрированная юбка, в каких ещё не так давно щеголяли на подиумах модели. Неужели «спящая леди», повесив шкуру на оленьи рога, вдруг обнажила невесть откуда взявшееся гофре?
А рельеф с фрагментом карты звёздного неба, откопанный в храме Буджибба! Зачем «дикарю» с такой поразительной точностью воспроизводить расположение звёзд, если карта не имела утилитарного назначения?
О высоком уровне цивилизации, имя которой ещё не придумано, свидетельствует буквально каждый обломок. Скажем, вот этот кусок керамики с нанесёнными на его поверхность параллельными зигзагообразными линиями. Интервал 1,5-2 мм между ними и завидная прямолинейность убеждают, что использовались чертилка и линейка.
Последняя, кстати, лежит рядом под стеклом, по обоим краям прозрачной костяной пластинки нанесены миллиметровые деления! А посередине полоски просверлены два отверстия - наверняка крепёжных. Но если у строителей храмов была метрическая система, причём сходная с нашей, называть их дикарями не только исторически неправильно, но просто неприлично.
Это тем более верно, что учёные и инженеры неолитической Мальты умели добиваться таких эффектов, которым могут позавидовать современные коллеги: к примеру, усилить мужское эхо и устранить женское. Об этом феноменальном явлении, по сей день дурачащем посетителей храма Гипогей, читайте в следующем номере