Примерное время чтения: 8 минут
957

О православном поминовении усопших

В одной из публикаций эта тема уже затрагивалась, там говорилось и о смысле церковного поминовения в общем. На этот раз разговор пойдет в более практическом ключе.

Кого можно поминать в церкви?

Так сложилось, к сожалению, что Православие стало воистину народной религией в ритуальном смысле. Многие наши сограждане (если не подавляющее большинство) хотят получить религиозную санкцию на все важные события в жизни: бракосочетание, рождение детей, похороны близких. Причиной этого чаще всего становится формализованное, упрощенное понимание церковных ритуалов и соответствующее отношение к ним. Когда правильный набор действий и слов – правильное исполнение – становится для людей гарантом действенности таинства. Как только человек сталкивается со смертью, часто возникает не только мысль: «Надо заказать отпевание»; «Надо бы панихиду заказать», но и сопутствующий вопрос: «Как это сделать правильно?». Что удивительно, нередко эти мысли никак не соотносятся с желанием самого усопшего, с его личным отношением к христианству при жизни.

Сам по себе ритуал отпевания или церковного поминовения для многих людей становится своего рода ширмой, за которой они хотят спрятаться от тайны смерти, от непонимания ее, от своей беспомощности. Очевидно, что это плоды безверия, того, что живого личного Бога для многих наших сограждан не существует, как не существует у них и личных отношений с Ним. Отсюда и стремление все сделать «как надо», страх совершить ошибку и отсутствие интереса к мнению самого усопшего. Хотя и то, и другое – абсурдно с точки зрения веры. Для любого верующего очевидно, что Бог не действует по инструкциям, и в любом случае Он спросит Самого умершего, хочет ли тот быть в общении с Ним.

Я не собираюсь развивать категоричные суждения о том, что отпевать или поминать на богослужении можно только «практикующих» христиан, и тем самым критиковать всех, кто желает отпеть своих родных. Правды ради замечу, что по сути именно так и должно быть. Но я понимаю, что со стороны духовенства Русской церкви должна быть проявлена и проявляется ответственность за отсутствие в большинстве случаев просвещения тех, кто пришел к Церкви. Проще говоря, если крестили и крестят всех подряд, то, очевидно, и отпевать должны всех крещеных, которые пожелали этого еще до своей смерти.

Отпевание и поминовение некрещеных на богослужении невозможно. Тут все просто и все честно. Крещение – вхождение в Церковь. Если человек так и не сподобился стать христианином, пусть даже номинально по факту крещения, то к нему и не относится все то, что происходит внутри Церкви. Отпевание – религиозное напутствие в вечную жизнь. Поминание на богослужении не магический акт, а молитва церковной общины. Если умерший к общине не принадлежал, если он не верил в жизнь вечную, то уже этим он выразил свою волю по отношению к церковному поминовению. Можно привести аналогию. Если умирает военный, то вполне естественно и даже необходимо похоронить его со всеми почестями в соответствии с сложившейся традицией: в форме, с караулом, с оружейным залпом и т.д. Но всем понятно, что такие же похороны человека гражданского будут восприняты как насмешка и даже кощунство.

Отпевание и панихида

После смерти тело христианина с честью омывается, одевается в соответствующие жизни и званию торжественные одежды, полагается во гроб. У гроба христиане совершают молитвы, читают Священное Писание и молятся об упокоении души умершего.

Перед погребением совершается отпевание — специальное богослужение, суть которого не только в том, чтобы торжественно с песнопениями проводить усопшего в последний путь, но и через молитву засвидетельствовать Богу о любви близких к этому человеку, об их скорби, и исходатайствовать почившему отпущение грехов и радостную встречу с Христом Спасителем. Молитвенный чин отпевания духовно назидает и живых. Как и на всяких православных богослужениях, на отпевании читается отрывок из Священного Писания, который вместе с песнопениями и молитвами в трудные для родных и близких минуты напоминает и им, и усопшему о победе Христа над смертью, об ожидаемом воскресении, о той радости, что принесет встреча с Богом.

Очень печально, что «заказывая» отпевание умерших, родные редко понимают не только слова молитв, но суть происходящего. Чаще всего все внимание людей, собравшихся проводить усопшего, отдано обрядовым мелочам. Мне хотелось бы сказать тем, кто озабочен похоронами близких, «правильное» положение рук, что наличие земельки и даже так называемой «разрешительной» молитвы не имеют никакого значения, если нет живого личного обращения к Богу. Бог прощает грехи, не потому, что умершему в гроб положили сверток с текстом молитвы, а потому, что все пришедшие примирились с ним, путь посмертно, и просят Бога простить ему прегрешения. Поэтому не стоит обращать такого внимания на точность соблюдения обрядов, а всю волю и любовь отдать молитве об усопшем и  его родных и близких. Если так поступить, то отпевание обретет истинное содержание, без которого оно  если не пусто, то во всяком случае ущербно.

После погребения в память об усопших совершают так называемые панихиды и литии –– специальные заупокойные богослужения, на которых возносится моление к Богу за усопших. Эти богослужения могут быть как торжественными и совершаться при общем церковном собрании в память о каком-то известном лице, так и скромные, в присутствии только лишь родных усопшего. Так сложилось, что Панихиды большей частью совершаются по частным  просьбам христиан, по традиции в 3-й, 9-й и 40-й день после смерти, а также в годовщину смерти, день рождения и день именин умершего. Вполне возможно «заказать» панихиду и в любой другой день, подав в храме записочку с именем умершего.

Смысл «частных» панихид в том, чтобы  дать возможность христианам помолиться непосредственно об их усопших родных поименно, вновь и вновь излить в молитве перед Богом свою скорбь и засвидетельствовать о любви, вновь и вновь испросить усопшему прощение грехов.

В наши дни панихиды, как правило, совершаются после утреннего богослужения –– Литургии, когда основная часть молящихся покинет храм и останутся лишь те, кто особо хотел бы помолиться о своих усопших родных и заранее подал записочку с именами. Думаю, не стоит объяснять, что присутствие на панихиде тех, кто ее заказал, обязательно. Христианская вера отвергает безличные молитвы, отданные на «откуп» священникам. Бог может принять мольбы только тех, кто лично Ему молится.

О Родительских субботах

Церковный устав достаточно подробно определяет время и место поминовения усопших, в составе общественного и «частного» (то есть совершаемого по «заказу») богослужений. Согласно действующему уставу, поминовение включено так или иначе во все части ежедневного богослужения, хотя бы в форме краткой молитвы ектеньи: «О всех прежде почивших». Однако есть дни, когда усопшие поминаются особо. Как правило –– это субботы. Этот день недели выбран в память о том, что именно в субботу Господь Иисус Христос мертвый пребывал во гробе.

Среди суббот есть и так называемые  родительские, то есть особо посвященные памяти наших предков. В эти субботы большая часть богослужений или даже все они посвящены именно поминовению усопших. Не буду вдаваться в подробности и рассказывать о различии этих дней между собой. Важно, что в эти дни христиане приглашаются как бы забыть самих себя и проявить в полной мере свою братскую любовь в усиленной и соборной молитве о всех почивших христианах: родных и чужих, знакомых и неизвестных, всех возрастов и состояний, всех времен и народов.

Очень важно для христиан поминание «всех прежде почивших православных христиан». Этим подчеркивается, что Церковь –– это большая семья Божья, в которую входят не только наши близкие родные, но множество братьев и сестер во Христе, молитва о которых сохраняется во все времена.

Дмитровская родительская суббота –– день поминовения усопших, установленный в 1380 году князем Димитрием Ивановичем Донским в память о воинах павших на Куликовом поле в битве с Мамаем. Этот день со временем стал общим для Русской Церкви осенним поминовением всех усопших. Дмитровская суббота по завету князя –– ближайшая к дню памяти святого Димитрия Солунского, в честь которого был назван князь. Она может располагаться между 19 и 25 октября по старому стилю.

Если кто-то хотел помолиться о своих родных в храме в дни родительских суббот, то важно понимать, что поминовение начинается накануне вечером, то есть в пятницу на вечерней службе. А основное церковное поминание происходит в субботу на Литургии –– утреннем богослужении, где по завету Иисуса Христа верующие причащаются Тела и Крови Христовых. Записочки с именами почивших родных и близких следует подавать заблаговременно.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах