«Трудное» будущее
«Карское море — один из самых крупных нефтегазоносных бассейнов мира, — рассказывает Василий Богоявленский, заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН. — Коэффициент успеха бурения здесь на протяжении почти 30 лет равен 100%, что связано с особенностями геологического строения». И российская компания, которой удалось привлечь к освоению шельфа опытные и высокотехнологичные иностранные корпорации, делает ставку на Арктику.
По словам Владимира Путина, «лёгкие» ресурсы — «сливки» — или уже давно сняты, или на исходе. И будущее нефтяной отрасли — в освоении трудноизвлекаемых запасов. Добыча «переедет» в регионы со сложнейшим климатом, а нефтяникам придётся освоить прорывные технологии.
Как айсберг в океане...
Арктический проект должен защитить полярные экосистемы. На прошлой неделе российская нефтяная компания провела «круглый стол» на эту тему. В нём приняли участие ведущие океанологи, биологи, геологи, географы и экологи, в том числе Геннадий Матишов, директор Мурманского морского биологического института, Александр Данилов, академик РАН, заместитель директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института, Михаил Флинт, заместитель директора Института океанологии РАН, Юрий Сычев, директор Государственного океанографического института имени Н. Н. Зубова.
На заседании в Арктическом научно-проектном центре (совместное предприятие с ExxonMobil) было решено разработать под эгидой «Роснефти» программу по комплексному изучению Крайнего Севера. «Мы понимаем, что освоение Арктического шельфа невозможно без науки, — заявил модератор «круглого стола» Артур Чилинграров, президент Ассоциации полярников и член Совета директоров российской компании. — Компания прислушается к научному сообществу, будет чувствовать арктический пульс и сумеет обеспечить в регионе экологическую безопасность». По заказу нефтяников специалисты изучают ледовые условия в северных морях, устанавливают на айсберги датчики, позволяющие отследить траекторию их дрейфа, исследуют морское дно и максимальные кили торосов.
С июля по октябрь специалисты Арктического научно-проектного центра с двух ледоколов будут исследовать фауну на маршруте Северного морского пути. Кроме того в ближайшие дни начнется экспедиция «Кара-лето-2014» также организованная АНПЦ. В ходе экспедиции, которая пройдет по маршруту от Карского до Чукотского моря, будут изучены ледовые, метеорологические и гидрологические условия российской Арктики. Чтобы отследить движение айсбергов и обнаружить их скопления, компания планирует вести мониторинг из космоса, с помощью самолётов и беспилотников. Есть и планы очистки лицензионных участников от ледяных глыб судами-буксировщиками: они смогут оттягивать айсберги весом до 900 тонн. Ещё один важный для освоения Арктического шельфа момент: в лабораториях исследовательского центра компании разрабатывают специальные технологии, позволяющие производить пластик, выдерживающий температуру - 44°С, а также топливо и масла для авиационной и морской техники, не замерзающие при - 60°С. Через несколько лет российские учёные рассчитывают преодолеть зависимость от иностранных продуктов, которые необходимы для работы на Крайнем Севере.

Забытая экспедиция. Как Россия обрела Северную Землю
Кому на полюс? Ледовый лагерь «Барнео» открыт
Битва за Арктику. Какие богатства и перспективы скрывает северный регион?
Формула невозможного. Как «Северный полюс-1» сделал Арктику советской
Русские идут! Рота ВДВ России десантировалась в районе Северного полюса