23 мая Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с шестью тысячами молодых людей. Это было не просто «дежурное» мероприятие в честь «года молодежи». Я думаю, что это был второй шаг продуманной и целенаправленной политики нового главы Русской Церкви. Что было первым шагом и что последует за указанной встречей?
Пример благовестия
На встречу с Предстоятелем Русской Церкви в измайловский спорткомплекс пришли большей частью светские юноши и девушки. Многих из них волнует набирающий обороты мировой кризис. Именно к ним и было обращено слово Патриарха, в котором прозвучали три ключевые мысли.
Во-первых, молодежь — это зрелая органическая часть нашего общества, имеющая право жить по-своему, жить не так, как хотят предшествующие поколения. От выбора путей жизни зависит и выход из кризиса нашей страны, и жизнь нашего общества в целом. Молодежь не надо заманивать, перетягивать куда-то, надо вступить с ней в диалог, говорить серьезно и на равных. Надо услышать ее голос и откликнуться на ее чаяния.
Во-вторых, поскольку выбор молодых значим для нас, то сами юноши и девушки должны по крайней мере знать, что самое важное в этой жизни зависит прежде всего от нравственного выбора. Умение отличать добро от зла и следовать свободно выбранному добру — вот ключ к решению всех проблем. Для этого надо научиться слушать и доверять своей совести.
В-третьих, если для кого-то религия — это не пустой звук, то долг этих людей научиться сопрягать свои убеждения с реальностью. Вера должна выйти из сферы фольклора и даже культуры в сферу реальных размышлений, реального творчества, чтобы религиозные истины помогали человеку справляться в том числе и с кризисными явлениями, которые существуют в современном мире и которые наверняка не исчезнут из этой цивилизации с окончанием этого кризиса.
Чтобы нам понять, почему именно эти мысли стали основой выступления Патриарха, следует обратиться к важному событию — III Сретенским встречам православной молодежи, организованным Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи.
Поиск союзников
Неслучайно, что первое публичное выступление Патриарха Кирилла после его избрания было в международный день православной молодежи (15 февраля) перед молодежной элитой Церкви, перед активистами церковной работы из более чем 20-ти регионов России. Такие собрания традиционны для Сретенских встреч, но церковным молодежным лидерам еще не доводилось говорить лицом к лицу с самим Патриархом и тем более не доводилось слышать подобные обращения.
Во-первых, еще никто с такой ясностью не говорил, что молодежь – это передняя линия фронта борьбы не только за будущее, но и просто за человека. Борьба между светом и тьмой, между добром и злом, между Богом и дьяволом в первую очередь проходит по молодым сердцам. Церковь не может не иметь молодежной темы в качестве своего приоритета именно сегодня, в условиях нравственной болезни человеческой цивилизации. Работать с молодежью необходимо, чтобы изменилась жизнь человеческого общества, чтобы такие замечательные понятия, как целомудрие, чистота, сила духа – снова стали не просто добродетелями, а замечательным притягательным идеалом для молодежи. Очень важно, чтобы нынешняя молодежь стала способна обеспечить будущее не только Церкви, но и страны, и всего мира, всей человеческой семьи.
Во-вторых, еще никто не говорил, что именно молодежь должна быть передовым отрядом Церкви, способным нести миру свежее светлое послание, в центре которого – свидетельство о том, что именно во Христе человек обретает полноту жизни.
В-третьих, никто еще не говорил молодежи таких слов:
- Я хотел бы сказать, что очень надеюсь на вас как Патриарх. Вы – мои союзники. Я очень хотел бы вместе с вами делать то, что мы все должны сегодня делать, возрождая жизнь нашего народа. Мы не в бирюльки играем. Мы боремся за каждого человека, за его душу, за будущее нашей страны и за будущее всего мира. Я хотел бы, чтобы вы очень серьезно восприняли Вашу очень важную миссию в жизни Церкви.
Я думаю, что обозначив задачи и призвав себе в помощники православную молодежь, Патриарх в Измайловском спорткомплексе показал своим примером, каково основное направление церковного молодежного служения, — это диалог со сверстниками, разговор о голосе совести, о различении добра от зла.
Признавая готовность современной молодежи принять христианское евангельское послание, Патриарх Кирилл высказывал опасения в способности Церкви передать это послание людям. Вопрос очень серьезный: может ли русская церковь реально воцерковить ту значительную часть общества, которая сегодня, по крайней мере, на интеллектуальном уровне, готова к принятию христианского послания? Перед православной молодежью на III Сретенских встречах была поставлена вполне ясная и практическая задача. За сделанным должен последовать поиск форм, способов и средств осуществления молодежной работы в Церкви, целью которой является миссия и свидетельство о Христе.
Чего нам ждать?
Ждать развития молодежной работы со стороны Церкви. Правда, нельзя забывать, что есть область ответственности священноначалия, а есть сфера ответственности делателей. Свидетельства, как мы поняли, ждут в том числе и от молодежи — но готово ли священноначалие обеспечить правовую базу, организовать труд молодых, найти ресурсы? Думаю, что сейчас уже то время, когда нет выбора. Или со стороны Церкви будет начат диалог с молодым поколением, или, как сказано выше, у Православия в России не будет будущего.
Совершенно понятно, что оценка ситуации и постановка задач ничего не дадут, если не будут учтены реально существующие опыт и ресурсы той молодежи, что так или иначе доверяет Церкви. Рассмотрим для примера Москву, тот город, в котором я работаю и о церковной работе в котором я знаю не понаслышке.
Всерьез можно говорить о том, что предложенная Святейшим Патриархом идея о молодежном свидетельстве сверстникам может осуществиться прежде всего в вузах как местах жизни и общения наиболее перспективной и активной части подрастающего поколения (аналогом может быть только армия, но это совсем другая тема). В любом институте (университете) есть верующие студенты, и их немало. Неоднократно от преподавателей вузов и даже от заведующих кафедр и факультетов мне доводилось слышать, что на эту верующую молодежь возлагаются тайные надежды по «окультуриванию» своих сверстников. Часто православные юноши и девушки, несмотря на отрешенный вид и не всегда адекватное поведение некоторых из них, воспринимаются как некоторый пример нравственности, культуры поведения, патриотического отношения к своей родине и даже как «образец» половых отношений. Немаловажно, что именно студенты — это наиболее свободолюбивая и протестная аудитория, что автоматически исключает возможность несвободного и недиалогичного свидетельства.
В современных условиях работа с молодежью со стороны Церкви может осуществиться только по известным направлениям, в которых не только накоплен опыт, но и есть специалисты. Речь идет о вполне конкретных вещах.
Во-первых, со стороны церкви возможна и давно осуществляется просветительская и культмассовая работа, способная обратить взгляды студентов на мнение Церкви по тем или иным вопросам. Огромной популярностью пользуются темы о взаимоотношении религии и науки, а также о подготовке к созданию семьи, которые могут быть реализованы в различного рода спецкурсах, семинарах, диспутах и т.д.
Во-вторых, незаслуженно забытой в наше время является форма студенческих кружков по изучению Священного Писания. Такие собрания были очень популярны в начале прошлого века, но впоследствии эта сфера была отдана на откуп протестантам, причем далеко не «высшего качества». Студенческие кружки очень важны как неформальные встречи, основанные на принципе свободы и доверия к мнению и опыту собеседников. Они являются тем пространством, где православие может быть воспринято как живая вера пришедших, а не фольклорное достояние прошлого.
В-третьих, среди православных христиан все больше внимания уделяется делам милосердия или, как говорят, добровольчеству. Так сложилось, что именно к Церкви часто обращены просьбы о помощи. Вполне возможна организация некоторых инициативных добровольческих студенческих групп, есть опыт, есть школы по подготовке лидеров.
В-четвертых, силами некоторого православного актива в вузе может быть приглашен священник для подготовки и проведения специального так называемого «миссионерского богослужения». Основная цель — дать возможность совместной молитвы не только православным студентам, но и тем, кто вместе с ними изучает Священное Писание, кто вместе с ними совершает дела милосердия. Нельзя недооценивать важность таких богослужений. Несколько раз в год православной молодежи просто необходимо помолиться с теми, кто откликнулся на их призыв на их свидетельство, но еще не готов самостоятельно ходить в храм. Опыт показывает, что близлежащие к вузам храмы редко пользуются популярностью у студентов. Важно, чтобы «миссионерское богослужение» совершалось в стенах учебного заведения во внеучебное время.
Таким образом, если представленные четыре направления получат поддержку священноначалия и одобрение руководства вузов, то можно будет говорить о начале работы над теми задачами, которые Святейший Патриарх Кирилл поставил перед православной молодежью. Предложенные направления под силу самой молодежи и фактически ничего, кроме одобрения, не требуют от администрации учебных заведений. В Москве есть достаточное количество специалистов, готовых помочь организовать и просветительские встречи, и кружки по изучению Писания, и добровольческие отряды. Кстати сказать, именно этим вопросам будет посвящен Круглый стол в Даниловом монастыре 10 июня сего года.
Юрий Белановский |