Примерное время чтения: 9 минут
1680

Мусорная катастрофа. Почему Донецк рискует утонуть в отходах?

Количество отходов в контейнерах говорит о том, что Донецк далек от вымирания.
Количество отходов в контейнерах говорит о том, что Донецк далек от вымирания. / Фото: Евгения Мартынова / АиФ

Шахтерская столица всегда поражала гостей чистотой, которую местные жители воспринимали как должное. Времена изменились не к лучшему, но стихийная свалка или переполненный контейнер приравнивается дончанами к личному оскорблению. Последние месяцы мусор откровенно берет верх, и легендарный местный клич «Давайте поставим памятник коммунальщикам!» сменился нытьем в чатах.

Корреспондент aif.ru заступил на «мусорную вахту» в Донецке, чтобы узнать грязные тайны местной сферы ЖКХ. И попытался понять, кто и зачем втыкает ножи в мусороуборочные машины; почему водители предпочитают увольнение рейсу в «элитный» центральный район; отчего мусорщики зарабатывают хорошо, но бегут в зону СВО; что делать, если в контейнере нашел гранаты, и как диверсанты маскируются под сотрудников коммунхоза?

Под обстрелом и по минам 

Под утро сон разрывают уже знакомые звуки прилетов украинских «хаймерсов», вскоре начинаются артдуэли — и под такой аккомпанемент у мусоровозов начинается смена. Громадный МАЗ с водителем и грузчиком плавно выезжает с базы на восток города. В такую машину можно загрузить 90 контейнеров с отходами, и она будет крутиться между спальным районом и свалкой весь день. 

Мусороуборочная техника, ожидающая на площадке, в большинстве своем имеет оригинальный окрас: оранжевый в черную полоску. Такой дизайн — «под тигра» — очень давно придумала женская половина предприятия, мол, все-таки это «санитары города». В 2014-м это неожиданно аукнулось: ополоумевшие граждане в украинских пабликах углядели в сочетании цветов намек на георгиевскую ленту и «руку Москвы».

Машины обслуживают семь районов города, и условно тыловых среди них — всего пара. Но возможность выехать в рейс туда считается за благо. Ворошиловский район, центр города, стал за последние месяцы проклятым местом из-за жесточайших, неожиданных обстрелов. Даже привычные за восемь лет трудиться в Киевском, Куйбышевском районах, что ближе всех к зоне СВО, коммунальщики оказались не готовы к тому, что происходит. Насильно водителя туда не выгонишь, а потому приходится сотрудников уговаривать. 

«У нас есть люди, которые работают с 2014 года, и обстрелы на окраинах мы проходили — и людей ранило, и кабину машины разворотило необратимо. Но теперь опасно выезжать еще и в Ворошиловский, Ленинский, Калининский районы, — констатирует руководитель “Экологической компании “Громада” Татьяна Шаповал. — Не так давно в Ворошиловском районе наши попали под обстрел рядом с контейнерами. Сотруднику осколками посекло руку. Это было в тот день, когда на бульваре погиб ребенок, девочка... Был случай, когда в Киевском районе нашим ребятам пришлось спасать людей из здания, в которое попал снаряд. В феврале, узнав, что на Бутовке обстрел, мы позвонили водителю: “Андрей, уезжайте оттуда!” А он отвечает: “У нас еще пять контейнеров!” И пока они их не заберут, не уедут... Недавно машина наехала на “лепесток”, разорвало колесо. Ребята в частном секторе бегают по улицам, собирая пакеты с мусором, и каждую секунду рискуют наступить на противопехотные мины, которые там рассыпаны».

Мусороуборочную машину дончанка Татьяна Шаповал может водить даже на каблуках.
Мусороуборочную машину дончанка Татьяна Шаповал может водить даже на каблуках. Фото: АиФ/ Евгения Мартынова

От благодарности до мордобоя

Татьяна не скрывает: ситуация с водителями на предприятии близка к катастрофической, и Донецк имеет перспективы утонуть в мусоре уже в ближайшее время. Кадровый голод в последние месяцы стал таким, что машины на линии приходится экстренно перетасовывать, как карты в колоде, и затыкать прорехи. Иногда забрать мусор не успевают физически, иногда — мешает обстрел. Водители мечутся по разным районам, выбиваясь из сил. 

Переработки оплачиваются, поэтому за 20 выходов водитель мусоровоза может получить на руки до 55 тысяч рублей. Для ДНР это — нормальная зарплата, и уж точно больше, чем у врача или учителя. В среднем коммунальщики зарабатывают 35-37 тысяч рублей, это зависит от емкости автомобиля, количества контейнеров и «ходок» на свалку. Однако такая работа уже не котируется.

«В ДНР зашли российские подрядчики, которые платят водителям от 150 тысяч рублей, а то и 200, — говорит Татьяна Шаповал. — Люди в основном уезжают в Мариуполь. Или в Ростов, где за работу на мусоровозе им со старта предлагают 60-70 тысяч рублей. Их можно понять — в Донецке находиться и трудиться очень тяжело. Семеро человек у нас ушли добровольцами с началом СВО. Даже если военные не задействованы на “передке” и находятся в части до особого распоряжения, то порядка 100 тысяч они получают. Выход — только доводить уровень хотя бы до ростовского, о чем я не устаю говорить! Для этого фонд заработной платы нужно увеличивать в два раза! В этом месяце мы заняли денег и подняли зарплаты на 25-35%, нам хватит продержаться два месяца...»

Тарифы на вывоз мусора в ДНР официально заморожены, и коснуться их — вызвать социальный взрыв. Так, вывоз куба мусора обходится в 180 рублей, но люди в многоэтажках платят 38 рублей, а в частном секторе — 47 (в соседнем Ростове — 150). 

В хронически обстреливаемых районах люди встречают мусоровоз с благодарностью и в случае задержек не жалуются. А вот в центре и тылах с переполненными контейнерами мириться никто не хочет. Пока мы с Татьяной ездим по площадкам и свалкам, ей постоянно звонят: то мусор нужно забрать, то водитель не вышел на работу.

Бывает такое, что сотрудников в случае проволочек местные встречают проклятиями и мордобоем, как случилось в ромском поселке.

И все же дончане, хоть и ругаются, но стараются за услуги рассчитаться: уровень оплаты обычно составлял 95%, и сбор упал до 85% только в последний месяц. При этом слухи о «безлюдном Донецке» коммунальщики считают безосновательными, исходя из статистики по количеству отходов, которые выгребают каждый день.

Убийцы машин и реаниматоры техники

Хороший водитель для мусорного «тигра» — персонаж практически «краснокнижный». Помимо качества уборки, нужна дисциплина (а не всякий, как уже говорилось, согласится ехать в центр) и уважение к технике. 

Есть категория тех, кого называют «убийцами машин». МАЗ стоимостью 9 миллионов рублей такому не доверят, но мусоровозы попроще из-за разгильдяйства отправляются в ремонт постоянно.

«Вчера мы достали из топливного насоса высокого давления нож, — поделилась Татьяна. — Это делается для того, чтобы регулировать обороты и экономить на расходе топлива. Чревато тем, что заклинит двигатель. Капитальный ремонт обойдется в 250 тысяч рублей и займет два месяца. А водителя мы наказать не можем! Он обидится — и некому будет работать».

МАЗы с пробегом в прошлые годы искали и выкупали по всей России, но об обновлении парка техники остается только мечтать — кредитов и субвенций пока не предвидится.

Водители на выдумки хитры, особенно бывшие дальнобойщики, «сошедшие на берег» в силу возраста. Они, правда, надолго не задерживаются — уж слишком тяжелой оказывается работа. 

В рассветной мгле у мусорников ребят часто ждут «сюрпризы» в виде цветмета или сломанной бытовой техники, обогревателей. Для тех, кто разбирается в ремонте, это становится бонусом для выживания в военном городе.

Иногда «подарочки» неприятные — так, в Калининском районе однажды нашли в мусорке гранаты, и рейс сопровождался вызовом полиции и МЧС. А в 2014 году коммунальщики и сами попали в поле зрения спецслужб: те искали злополучный мусоровоз, в кузове которого был установлен миномет. С его помощью диверсанты кошмарили мирные кварталы города...

К смерти привыкли, а к свинству — нет

Железный контейнер для мусора стоит сейчас 26 тысяч рублей, а его ремонт обходится в 4,5 тысячи. При этом 20-30 штук в год обязательно украдут, а еще полсотни (из 5 тысяч) отдали в безвозмездное пользование военным. Поэтому даже контейнеры в Донецке в дефиците.

Доходит до трагикомедии: корреспондент aif.ru наблюдал на окраине города у кладбища остатки цинкового гроба, приспособленного жителями под дополнительную емкость на контейнерной площадке. К смерти здесь привыкли, а к свинству — не везде, поэтому пакетики из близлежащего частного сектора аккуратно складывают в «цинк».

Как ни странно, главным «естественным врагом» санитаров городских джунглей зачастую являются их коллеги из других коммунальных предприятий. 

Если дворник бодро прыгает в мусорном контейнере, а вокруг — пакеты с отходами, значит, он наверняка втихую набил емкость опавшей листвой и ветками и трамбует. С 2014 года было особо не до деревьев, они хаотически разрослись без ухода, и теперь засыпают дворы листьями. Поэтому на свалку едут древесные отходы, а бытовой мусор вокруг остается на откуп бомжам и животным.

Минувшей зимой на гололеде, когда дороги не были посыпаны, мусорные машины не могли одолеть холмы кряжа, на котором стоит Донецк. А Новый год коллектив «Громады» едва не встретил в мусоровозе, провалившемся в разрытую коммунальщиками яму у Крытого рынка. В военном городе за несколько часов до боя курантов вытаскивать машину было некому, и чудом справились сами, выломав мост. Последствия простоя разгребали еще две недели.

«Пока вывозится мусор, город жив!» — подытожил нашу беседу водитель Роман, который работает на предприятии со дня основания и вытянул тот самый мусоровоз из бездны.

О памятниках коммунальщикам спрашивать отчего-то было неудобно...

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах