Из-за чего могут появиться долги за коммуналку и как это исправить?
Даже добросовестные плательщики могут попасть в ситуацию, когда при полной оплате счетов в квитанцию закрадется ошибка и человек получит статус должника. Aif.ru вместе с экспертом в области ЖКХ Александрой Хитяевой разобрался, из-за чего могут возникнуть ошибки и как это исправить.
Из-за чего появляются ошибки в квитанциях?
В беседе с aif.ru эксперт выделила четыре основные проблемы, с которыми могут столкнуться плательщики:
1. Ошибка управляющей компании или ресурсоснабжающей организации.
Александра Хитяева объяснила, что нередко ошибки в квитанциях возникают по вине человеческого фактора — работники УК попросту ошибаются: «При заполнении данных об объекте, по которому рассчитывают платежи, сотрудник мог просто неверно внести данные о площади квартиры или количестве зарегистрированных. Если сразу не заметить эту ошибку и платить в соответствии с квитком, то за несколько месяцев уже накопится долг или переплата».
2. Мошеннические действия.
Несмотря на то, что особое внимание сейчас уделяют телефонным и интернет-мошенникам, такой способ незаконного получения денег от населения, как рассылка поддельных квитанций, еще используют. Преступники раскладывают в почтовые ящики фальшивые квитанции от имени УК, сопровождая их уведомлением о смене реквизитов. В итоге управляющая компания не получает денег от невнимательных жильцов и начисляет долг.
3. Ошибка потребителя.
Оплачивая квитанции, плательщики и сами могут ввести неверные показания: «Одна неправильная цифра может увеличить счет в десятки раз», — объяснила эксперт. Бывает, что собственники не желают разбираться и платят столько, сколько считают нужным, а организация выставляет лишнюю сумму в долг.
4. Задвоение квитанций.
Как объяснила эксперт, могут быть ситуации, когда за один расчетный период приходят квитанции от разных организаций, например, от предыдущей управляющей компании и от новой, или если собственники приняли решение напрямую платить «ресурсникам», а УК так и продолжает присылать квитанции. Если ошибиться и заплатить не той организации, может возникнуть долг.
Как решить проблему с долгом?
Первое и самое главное, что нужно сделать, если потребитель считает, что в квитанцию закралась ошибка в сумме или показаниях, по словам эксперта, — обратиться в организацию, которая выставляет счета. «Если ответ на обращение не поступил или потребитель не будет им удовлетворен, нужно обращаться в надзорные органы, например, в Государственную жилищную инспекцию или прокуратуру», — объяснила юрист. Хитяева обратила внимание, что в квитанциях есть вся необходимая информация о способах связи по вопросам правильности расчета и начисления платы за ЖКУ: адреса для корреспонденции, телефоны ответственных отделов или горячей линии, адреса электронной почты.
В ситуациях, когда потребитель сомневается в «оригинальности» квитанции — смущает внешний вид или внезапная смена реквизитов, кроме обращения непосредственно в УК, эксперт также советует воспользоваться системой ГИС ЖКХ: «Система также предполагает выгрузку платежных документов в личный кабинет пользователя — ресурсоснабжающие организации, управляющие компании, фонд капитального ремонта и экологический оператор обязаны подгружать эти документы». Также есть вариант воспользоваться сайтом УК или ресурсоснабжающей организации: «Многие компании сейчас стараются делать на своих сайтах личные кабинеты для потребителей, т. е. можно через него посмотреть правильная ли пришла квитанция или нет», — рассказала Хитяева.
По словам эксперта, при оплате нужно всегда обращать внимание на содержание квитанции и при наличии сомнений не вносить оплату до выяснения обстоятельств — если средства будут внесены неправильно, то можно либо требовать от организации перерасчет, либо через суд — возврат средств.
«Если потребитель ошибся при вводе показаний, то нужно обязательно сообщить об этом в УК или ресурсоснабжающую организацию — на место выйдут сотрудники, которые снимут контрольные показания фактического потребления, на основании них произведут перерасчет», — объяснила Хитяева.