Идеальный интерьер — это гармоничное сочетание цветов, фактур, форм. Это интерьер, в котором хорошо и комфортно. Но допустить ошибку в выборе обоев или краски проще простого.
Одно неверное решение — и в доме сразу же становится неуютно. Каких ошибок следует избегать при оформлении дома, рассказала дизайнер интерьеров из Израиля, призер международных конкурсов, руководитель студии научного дизайна Элина Нивин.
1. Монохром
Из-за страха совершить цветовую ошибку многие придерживаются в интерьере одного цвета. Как правило, это один из трех цветов: белый, серый или бежевый, а также очень малый спектр оттенков этих цветов.
«Белый цвет предпочитают любители классики, серый и бежевый — молодые сторонники минимализма и хай-тека. Речь идет не только о цвете стен или пола, осторожность толкает людей выбирать и мебель в тон стенам. По правилам гештальтпсихологии, которая была разработана немецкими психологами еще в 1920 годах, наш мозг оценивает эстетику пространства по каждой его части. То есть мы оцениваем цветовые композиции и формы, сочетая их в единую композицию. А монохромное пространство нас только запутает. В монохроме наш мозг не сможет оценить критерии пространства, а это приведет буквально к физическому дискомфорту. Нашему глазу просто необходимы цветовые акценты и игра форм», — считает Элина Нивин.
2. Блеск
Глянцевые полы, блестящие кухни, стены в стекле, диваны с блестящей кожей, присутствие золотых и серебряных статуэток — многие желают видеть блеск в интерьере.
«Такой способ украсить свой дом только приумножит количество хаотичного освещения. Свет будет отражаться от множества блестящих и глянцевых поверхностей, наши глаза станут постоянно фиксировать световые лучи. В этот момент происходит раздражение сетчатки глаза, а в такой обстановке нет комфорта. С точки зрения ощущений нашему мозгу привычнее усваивать цветовые и световые эффекты природного характера. А блестящего в природе совсем немного, то есть мир вокруг матовый, и все в нем сбалансировано. Ровно таким сбалансированным и спокойным должен быть интерьер», — говорит дизайнер.
3. Непродуманное освещение
Многовариантное освещение в бюджете на ремонт не учитывает практически никто. А ведь одна единственная общая люстра в гостиной не решит всех задач интерьера и со временем вызовет стойкие неприятные ощущения.
«Большой торшер у дивана, точечное освещение над письменным столом или несколько ярких ламп над рабочей зоной в кухне не просто создают атмосферу. Свет помогает настраиваться на процесс, ощущать уют. В современной семье у каждого жильца должно быть свое собственное пространство только для его занятий. А ничто, как вариабельность освещения, не способствует выделению функциональных зон в квартире. Минимум четверть бюджета должна уходить на закупку и проектирование освещения. И задачи его необходимо также продумать», — объясняет Элина Нивин.
4. Старые вещи в новый дом
Бабушкин комод, шкаф, доставшийся в подарок на свадьбу, лампы, ковер, статуэтки, приобретенные десяток лет назад, — всё это вряд ли впишется в новую стилистику минимализма или даже эклектики.
«Один комод и статуэтка еще могут создать контраст, но, если человек планирует перевезти половину квартиры в обновленный дом — это уже вопрос безвкусицы. Бабушкин сервиз и три разных по стилистике шкафа вряд ли будут гармонировать с минималистичным дизайном. Ведь мы воспринимаем красоту с точки зрения повторения цветов, фактур и форм — в едином интерьере», — считает Нивин.
5. Ушедшие тренды
Нередко бывает, когда люди задумали квартиру мечты, прорисовывали в воображении каждую деталь интерьера, как преподносили трендовые глянцевые журналы. Но счастливыми обладателями дома стали лишь спустя 10-20 лет. Мода на интерьеры поменялась, многого уже и в магазинах не достать, а воплотить мечту так хочется! И это большая ошибка.
«Чаще всего к моде привязываются люди не из-за любви к определенному виду отделки или мебели, а из-за уверенности в актуальности и популярности этого подхода. Так, семья делает натяжные потолки, думая, что это максимально популярно сейчас. А по завершении ремонта к ним приходят друзья и видят, что потолки сделаны по давней моде, в то время как магазины предлагают широкий выбор новых отделочных материалов. Происходит разочарование, да и бюджет потрачен напрасно в погоне за модой. Ведь глянцевые натяжные потолки были популярны лет 10 назад. Эта технология позволяла скрыть все неровности постройки, спрятать коммуникации для точечного освещения и здорово преобразить помещение. Шло время, вред таких потолков признали дизайнеры, производство выдало альтернативу — деревянные потолочные панели, новые виды шпаклевки, которая скроет неровности, — рассказала Элина Нивин. — Мода в интерьере сменяется каждые 3-5 лет, тренды становятся антитрендами. И если вы обустраиваете дом сегодня, то и выбирать стиль интерьера следует сегодня. Да и в магазинах ассортимент меняется каждые полгода: краски, мебель, фурнитура. Как бы сказал психолог, привязки к трендам в интерьере чреваты стагнацией в мышлении и остановкой развития других сфер жизни».
6. Тысяча мелочей
Милые сувениры, коллекции миниатюрных фигурок — все это не впишется ни в один современный интерьер.
«Обилие декора всегда создает агрессивную среду, которую наш мозг бесконечно анализирует в попытках упорядочить нормы обстановки. Бесконечная аналитика создает информационный шум, что ведет даже к депрессии. Идеально, если предметы расположены не дальше и не ближе, чем на 5 угловых градусов друг от друга. Коллекционерам я рекомендовала бы спрятать все коллекции в закрытый шкаф, а композиции из коллекций выставить группками из 2-3 штук на открытых полках», — сказала Элина Нивин.
7. Яркие цвета
Часто детские комнаты родители стремятся сделать яркими, окрашивая цвета в ядовито синий, красный, розовый или желтый.
«На самом деле все яркие цвета только возбуждают нервную систему. Цветов должно быть немного и лучше избегать крупных агрессивных рисунков на стенах детской. Такое исполнение быстрее вызывает привыкание, следствием чего является накопленная агрессия. Идеальное пространство должно строиться по принципу 60-30-10, где 60% будут составлять спокойные цвета, 30% могут быть яркими, но холодными, и только 10% яркими теплыми. В любом случае, яркость имеет смысл выбирать немного приглушенную. Такой дизайн смотрится дороже», — посоветовала Элина Нивин.
8. Обилие дерева
Теплый и натуральный дом в деревянной отделке стен спровоцирует скорый ремонт.
«Красота распознается глазом как игра цветов и фактур. Человеческому глазу интереснее смотреть на контрасты и разные сочетания. В „тотальном дереве“ этого нет: его пространство монотонно, однородно и дает ощущение однобокости и дисгармонии. Сплошное дерево обладает доминантным свойством, в таком интерьере даже многие любители всего натурального и природного чувствуют дискомфорт. Дерево, как и мрамор или любой другой однородный материал, украсит квартиру, если будет присутствовать лишь на полу, либо в отдельных зонах на стенах. Пусть оно занимает лишь 30% визуального пространства», — считает Элина Нивин.
9. Габаритная мебель
Огромные габаритные диваны в маленькой квартире, большие кресла и массивные столы занимают максимум пространства.
«60% жилой площади должно оставаться пустым — это правило хорошего дизайна. Свободное или просторное помещение, которое мы без труда сможем осмотреть, воспринимается нами как безопасное. Это диктуют нам подсознательные установки, поскольку „быстро убежать от опасности“ в загруженном помещении будет сложнее», — говорит Элина Нивин.
10. Странные обои
Обои с мелкими цветочками, хаотичным набором геометрических фигур и рисунков, слишком ярким сочетанием цветов способны испортить любой интерьер.
«В доме не должно быть многообразия ярких цветов, лучше выдержать один оттенок, при этом играя на контрастах. Яркие обои чаще повторяют рисунок или орнамент на стенах — это создает монотонность, что вызывает агрессию или депрессию. Наше визуальное поле составляет 30 градусов, и когда в это пространство попадают повторяющиеся визуальные объекты, то мозгу непросто понять, где начало рисунка, а где его завершение. Это приводит мозг к постоянной хаотичной работе, поиску акцентов среди множества деталей. Именно поэтому, если хочется яркие обои, то лучше выделить им одну акцентную стену или только ее часть, например, колонну или выступ. Этот прием упорядочит восприятие окружающего пространства», — сообщила Элина Нивин.