Центр утратил монополию
«Есть множество городов, в которых огромная концентрация людей, но при этом эффективность нулевая, — сказал 14 марта на форуме „Россия — страна возможностей“ мэр Москвы Сергей Собянин. — Потому что там происходит не концентрация, а скученность людей, которая предполагает, что они не могут проехать, нет услуг, нет сервиса. Чтобы города были успешными, необходимо создавать комфортную среду». Именно этим столица и занимается последние годы — развивается полицентрично. Сейчас по всей стране объявлен курс на децентрализацию, поэтому московский опыт может очень пригодиться регионам.
Новый виток столичного развития начался с ответа на вопрос: для кого конкретно создаются комфортные условия в мегаполисе? «Современная эпоха постепенно возвращает ренессансное понимание города, где человек был мерилом всех вещей», — сказал замдиректора Института Генплана Москвы Александр Колонтай на последнем Гайдаровском форуме. В столице таким мерилом стал обыкновенный москвич. Именно ему в первую очередь должно быть удобно в Москве, а не госкорпорациям, транспортным компаниям или банкам. Эксперты Высшей школы экономики провели исследование «Москва: курс на полицентричность» и помимо анализа (сколько столице ещё предстоит сделать) дали определение, к чему именно стремится мегаполис. Цель — уйти от единственной точки притяжения (исторического центра города), создав новые территории, привлекательные для всех, кто живёт и работает неподалёку.
Чем заинтересовать горожан?
Речь идёт не только о новых жилых комплексах (хотя программа реновации отлично согласуется с новым курсом развития города). Меняются все округа целиком. До 2020 г. 39 старых кинотеатров превратят в многофункциональные общественные центры. Почти все библиотеки (а их в Москве 441) начали работать как культурные площадки. «Библиотеки ищут свою уникальность и придумывают новые форматы работы», — говорит руководитель Московской дирекции по развитию культурных центров Мария Рогачева. В этом году 50 районных читален станут тематическими. Направления выбирали не наобум. Например, библиотека № 240 получит название Technoscience и станет специализироваться на науке и высоких технологиях. Читатели ей обеспечены, ведь по соседству расположены школы с медицинскими и инженерными классами, а также профильные институты и вузы. А ведь связать такими логическими цепочками образовательные, научные и культурные учреждения можно в любом городе.
Если уж мы заговорили о высоких технологиях, то их в столице используют для создания новых «точек роста» уже несколько лет. «Инновационная инфраструктура города — одна из самых больших в Европе и состоит из 1465 объектов», — сказал на международном форуме Smart City Expo World Congress замруководителя столичного Департамента науки Андрей Тихонов. — При поддержке Правительства Москвы создан 131 центр коллективного пользования, 82 центра коворкинга, 33 технопарка, 11 бизнес-инкубаторов«. Все они распределены так, чтобы создавать новые центры притяжения для горожан. Ну а для подрастающего поколения настоящим магнитом стали 12 детских технопарков (это микс внешкольного обучения и познавательного досуга с применением новейших технологий и оборудования). Все они находятся на периферии.
Московские промышленные зоны, где ещё 10 лет назад можно было без декораций снимать фильмы про постапокалипсис, постепенно превращаются в полноценные мини-поселения. Каждый — со своей «фишкой». «В следующем году на территории бывшей промзоны ЗИЛ планируем построить самую большую школу России. В ней смогут учиться 2500 ребят. На базе школы сделаем детский технопарк „Кванториум“ с программами дополнительного образования», — написал 10 марта в своем твиттере Сергей Собянин.
Без транспорта расти «вширь» невозможно
Можно создать суперкомфортные мини-поселения, но они не станут точками притяжения, если не будет обеспечена их транспортная доступность. Это обязательный компонент любой «точки роста». В Москве это отлично понимают, поэтому строительство или реконструкция на любой территории приводят к появлению новых шоссе и маршрутов общественного транспорта. На самом деле сегодня они появляются в столице ещё до строительства школ или жилых домов. Не зря в 2016 г. агентство PricewaterhouseCoopers признало Москву одним из лидеров по масштабам дорожного строительства среди мегаполисов мира. Даже главный столичный водоём и тот собираются использовать для успешной децентрализации города. «Москва-река должна стать не только крупной рекреационной зоной столицы, но и одной из основных транспортных артерий, — заявил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов на Международной выставке недвижимости MIPIM в Каннах. — Здесь появится 36 портов, 50 км речных улиц и 17 мостов. Параллельно ведётся масштабное благоустройство территории у реки — из 212 км набережных уже обновлено 26 км. Планируется благоустроить ещё 66 км, создать 18 парков».
Ну а напоследок мы оставили самый яркий пример полицентричного развития столицы. В 2012 г. территория мегаполиса выросла в 2,4 раза. На месте подмосковных Троицка, Щербинки, 19 городских и сельских поселений и части Одинцовского района возникли два новых округа — Троицкий и Новомосковский (ТиНАО). И географический центр Москвы теперь находится где-то в районе Южное Бутово (раньше его жителей иначе как «замкадышами» не называли). Что сейчас происходит в ТиНАО, наглядно показывает инфографика.
По словам Сергея Кузнецова, присоединённые территории будут развиваться именно как многофункциональная территория: «Именно это заложено в градостроительный план города». Новая Москва получит удобную транспортную связь с другими округами, но создание новых «точек притяжения» за МКАДом должно привести к тому, что ежедневная «маятниковая миграция» станет ненужной. Когда всё необходимое (включая хорошую работу) можно найти в родном округе — это и есть самая настоящая полицентричность города.