Примерное время чтения: 6 минут
13332

Как московский свет негасимым стал. История уличного освещения столицы

Первое электрическое освещение Красной площади. 1896 год.
Первое электрическое освещение Красной площади. 1896 год. РИА Новости

Попробуйте как-нибудь ночью на даче сходить в ближайший лес, да чтобы ночь была тёмная и чтобы ещё вблизи не было хорошо освещённых населённых пунктов. И вы получите отличное представление о том, в каких условиях передвигались москвичи по улицам столицы, скажем, 500 лет назад.

Правда, передвигались в такую пору только люди лихие да отчаянные, приличные же горожане ложились спать с заходом солнца: всё равно ведь ничего не видно, а свечи — слишком дорогое удовольствие, да и с лучиной много не наработаешь. А если уж надо выйти ночью по какой надобности, то пользовались личными средствами освещения: факелами да фонарями. Мысль о том, чтобы освещать улицу, никому и в голову не приходила.

Уличное освещение появилось в Москве только в первой половине XVIII века, когда царица Анна Иоанновна повелела установить столбы для фонарей. Свет появился в Кремле, Белом и Земляном городе (это снаружи Кремля и Китай-города), в самом Китай-городе и Немецкой слободе. Правда, масло экономили: фонари зажигали только в самые тёмные, безлунные ночи. Да и фонарщики масло нещадно воровали.

Электрическое освещение появилось в российской столице в 1883 году, когда около Кремля установили новые светильники, да ещё в тот же памятный год по случаю коронации царя Александра III засияла площадь возле храма Христа Спасителя, а 3500 лампочек накаливания господина Эдисона осветили колокольню Ивана Великого. Тверская стала первой улицей в столице, полностью освещённой электричеством. Прогресс завоёвывал город.

Модель уличного газового фонаря. Конец XIX века. Экспонат хранится в Музее истории и реконструкции Москвы.
Модель уличного газового фонаря. Конец XIX века. Экспонат хранится в Музее истории и реконструкции Москвы. Фото: РИА Новости/ М.Шабельников

И стало окончательно ясно, что без электричества обойтись никак невозможно.

Электрификация страны началась, как и полагается, в столице, которой тогда был Санкт-Петербург. В городе на Неве было организовано «Общество электрического освещения 1886 года». С самого начала существования новой компании встал вопрос об электрификации Москвы, и уже через год после своего основания общество принялось за организацию освещения пассажа на Тверской улице (поэтому 1887 год считается датой образования всей энергосистемы Московского региона).

В уставе общества было сказано, что оно имеет право «как производить электроэнергию, транспортировать её, так и реализовывать». И ещё через год началось строительство первой в Москве электростанции.

Люди непосвященные ни за что не поверят, что затейливое здание красного кирпича в старорусском стиле по адресу Георгиевский переулок, 3, стр. 3, где сейчас располагается выставочный зал «Новый Манеж», — это она и есть, та самая первая Георгиевская паровая электростанция (раньше там располагался Георгиевский монастырь).

Георгиевская электрическая станция. Ныне - Новый Манеж. Фасад со стороны Государственной думы
Георгиевская электрическая станция. Ныне — Новый Манеж. Фасад со стороны Государственной думы. Фото: Commons.wikimedia.org

Проект здания с вариациями на тему древнерусских традиций разработал архитектор Владимир Шер. Оборудование станции состояло из четырёх паровых машин  и шести котлов, дававших пар при 10 атмосферах. Мощность электростанции составляла (внимание!) 100 киловатт. Сейчас это мощность не самого сложного и мощного электродвигателя, используемого, например, в качестве привода насосов в промышленности. Однако этого хватало на освещение домов и улиц в центре. Наибольшее количество энергии потребляли два театра, — Большой и Малый — а также Московский университет, который тогда располагался на Моховой улице.

Но довольно быстро стало ясно, что даже такое передовое сооружение, как Георгиевская электростанция, не справляется с нагрузкой. Расположение в центре города, конечно, облегчало доставку энергии потребителю, но расширение мощностей по этой же причине было весьма затруднительно: негде было поставить новые котлы и двигатели. Кроме того, ежедневно станции требовалось огромное количество воды, которую требовалось подвозить.

В 1895 году мощность станции достигла своего предела: 1500 кВт. Этого хватало на 800 абонентов и 25 тысяч ламп накаливания. В городе начали появляться и другие электростанции: Московская городская, Раушская, Трамвайная (она питала током городские трамваи). Даже два вокзала обзавелись своими электростанциями: Ярославский и Брестский (ныне Белорусский).

Торговые ряды на Красной площади между Никольской и Ильинкой в 1884 году. Репродукция 1961 года Е.Леонова.
Торговые ряды на Красной площади между Никольской и Ильинкой в 1884 году. Репродукция 1961 года Е.Леонова. Фото: РИА Новости

После революции в октябре 1917 года за дело взялась новая власть. Пришедшие к власти коммунисты выдвинули новый тезис: «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны». И с установлением советской власти, и с электрификацией большевики справились.

А Георгиевская электростанция стоит и по сей день. После того как она перестала выполнять своё первоначальное предназначение, в ней устроили магазины, позднее — проводили выставки и электротехнические съезды, она использовалась как станция техобслуживания правительственных машин и как гараж. Лишь в 1995 году в здании станции открыли выставочный зал.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах