Насчёт праздника - вовсе не шутка: москвичи настолько устали от навязчивой, наглой, часто безвкусной рекламы, что её минимизация вызывает совершенно искреннюю радость. Невероятное количество щитов, перетяжек, транспарантов, нередко перекрывающих друг друга и лезущих в глаза прохожим («Ну посмотрите же на меня!» - «Нет, лучше на меня, я ярче!») - характерный признак 1990-х и 2000-х. Безумное количество рекламы сбивало с толку прохожих, повергало в шок туристов, а для ценителей старой Москвы было вовсе катастрофой и тяжёлым культурологическим потрясением.
Очистка от «визажа»
Последние 5 лет с безобразным рекламным хаосом в столице ведётся непримиримая война. С 2011 по 2015 год правительство Москвы успешно боролось за возвращение истинного лица города, очищая его от избыточного «визажа». Главный итог пятилетней «войны»: площадь «наружки» за этот период сократилась в 8 раз - с 2 млн до 262 тыс. м². Постоянно отслеживается возникновение новых конструкций, которые почему-то часто появляются там, где их запретили. Это непросто (иные конструкции не хуже птицы феникс возрождаются из небытия по несколько раз!), но работа продолжается: никому не позволено уродовать облик древнего города.
Главный удар обрушился на «противника» в 2012 году, когда московское правительство выпустило постановление, чётко регламентирующее формат рекламы и места её размещения. Рекламный рынок крякнул, сгруппировался, попытался было отбить завоёванные позиции, но ничего не вышло - отступить всё же пришлось.
Постепенно были введены запреты на такие носители, как транспаранты-перетяжки, настенные панно чудовищных размеров (брандмауэры), конструкции на пешеходных переходах, флаги, щиты на ограждениях. В результате этой работы количество рекламы в Москве сократилось на 40%, а в центре города - на все 70%.
И люди - как москвичи, так и гости столицы - смогли наконец-то увидеть лицо мегаполиса: настоящее, доброе, немного усталое от пережитых веков, но по-прежнему прекрасное.
«Я против того, чтобы растяжки висели на проспектах города. Люди должны любоваться цветами, а не тряпками», - считает столичный градоначальник.
Чем меньше, тем больше
Следующим этапом освобождения города от визуального мусора стал пересмотр и переоформление вывесок магазинов, ресторанов и банков, которые теперь выглядят намного эстетичнее, скромнее, даже опрятнее. Заодно в процессе благоустройства с улиц убирают под землю многочисленные воздушные кабели, которые, как паутина, опутывают город.
«Мы приводим в порядок центр Москвы, для того чтобы оформление фасадов соответствовало стандартам и порядку размещения рекламных конструкций», - говорит Алексей Немерюк, руководитель Департамента торговли и услуг.
Сокращение рекламных площадей дало неожиданный эффект: финансовые поступления в московский бюджет выросли! Нарушение причинно-следственных связей? Вовсе нет: просто на этот рынок пришёл порядок. Были проведены аукционные торги на право установки и эксплуатации рекламных конструкций на оставшихся площадях. Результат оказался ошеломляющим: по итогам аукционов 2013 и 2014 годов были заключены договоры на сумму около 100 млрд руб.
По словам мэра Москвы Сергея Собянина, эффективность от этих конкурсов «раз в 30 выше с точки зрения доходности в бюджет». Однако, несмотря на успехи, почивать на лаврах не стоит. Рекламный рынок столицы, прирученный и обретший приличный вид, легко может снова «одичать» - стоит лишь ослабить внимание.
«В ходе очередного этапа проверок, который прошёл в начале этого года, в пределах Третьего транспортного кольца выявлено 24,73 тыс. информационных конструкций, не соответствующих правилам размещения, - говорит Эльвира Николаева, начальник столичной Инспекции по контролю за состоянием художественного оформления и рекламы. - К 1 сентября большинство из них уже было демонтировано».
Поскольку треть конструкций после демонтажа восстанавливается повторно, все они под пристальным контролем: рекламному рынку (впрочем, как и всей рекламе в целом) доверяй, но проверяй.