Чем объяснить спрос?
Если в прошлом году доля завершённых торгов не превышала 50%, то сейчас она перевалила за 80%. А среднее превышение цены на торгах составило 55%. Приватизация 94 объектов в I квартале этого года принесла городскому бюджету 1,16 млрд руб.
Как считает Геннадий Дёгтев, глава Департамента по конкурентной политике, этот высокий интерес отчасти объясняется стремлением бизнеса обезопасить риски, возникающие в связи с ростом арендных ставок. Да и инвестиции в столичную недвижимость сами по себе весьма привлекательны.
Но есть и другие причины. «Выросло и качество торгов. Сложилось понимание, что реализация любого имущества, которое есть у города, должна быть максимально прозрачной и понятной, чего и удалось достигнуть на электронной площадке. Понятно всё, в том числе и то, как формируется начальная цена», - говорит Геннадий Дёгтев.
Столица первой из российских регионов перешла на электронную форму торгов. До запуска площадки департамент провёл несколько опросов бизнеса, чтобы выяснить технические нюансы, которые делают участие в торгах удобным. Кроме того, интегрировал на площадку наиболее солидные городские ресурсы, через которые ведутся продажи недвижимости. По оценке руководителя департамента, эти меры дали 15-20% прироста. Подвальные помещения, считает он, традиционно пользуются популярностью благодаря привлекательным ценам. Но наибольший спрос - площади на первых этажах. За одно такое помещение - всего-то 4,9 м² на Хорошёвском шоссе - борьба была такой острой, что цена реализации превысила первоначальную на 170%. Предприниматель, который теперь сможет перевести свой бизнес из объекта нестационарной торговли в капитальное помещение, купил его за 801 тыс. руб.
Почему без посредников?
Сейчас на городской электронной площадке заявлено 1,5 тыс. лотов с объёмом инвестиций более 20 млрд руб. Это не только приватизация городских объектов, но и продажа акций, земли, права аренды. Всего за I квартал земельно-имущественные торги принесли в бюджет города 1,6 млрд руб.
«Важный показатель, - считает Геннадий Дёгтев, - что бизнес стал избавляться от посредников. Раньше они были нужны, потому что владельцы и руководители не имели времени, чтобы изучать сложные правила торгов. Теперь же, по их словам, правила настолько понятны, что никакие посредники не нужны. И они пользуются услугами сторонних организаций только для оценки помещений. Более того, пошли предложения от бизнесменов: желая продать свои помещения, они хотят провести сделку на городской площадке».
Нехорошие инциденты случились всего несколько раз. «Например, мы обнаружили, что одна из компаний выставила на коммерческом сайте наш ещё нереализованный объект с маржой 15%, - рассказывает глава Департамента по конкурентной политике. - Но все недобросовестные продавцы теперь легко выводятся на чистую воду, поскольку они видны и на элементарное предложение показать объект ответить не могут».