Если сегодня границы крупных городов чаще всего определяют окружные автодороги, то в древних поселениях краем города становились оборонительные сооружения. В Москве их было несколько. Самая древняя крепость, московский Кремль, возникла не позднее конца XI века. Следом шли земляные укрепления, на месте которых позже появилась Китайгородская стена. Стены Белого города были возведены в 1585–1593 годах, а затем появился Земляной, или Деревянный город, также известный под названием Скородом. Таким образом, Камер-Коллежский вал был четвёртым защитным кольцом Москвы. С конца XVIII века он являлся фактической, а с 1806 года — официальной полицейской границей Москвы.
Контроль за водкой
Предшественницей Камер-Коллежского вала была Компанейская стена, которую возвели в 1731 году между окружавшими город заставами. Её построили купцы, взявшие у правительства откуп на продажу водки в Москве: стена должна была остановить контрабанду алкоголя. Правда, деревянная постройка быстро обветшала и была разобрана на дрова.
Насыпанный вскоре после этого Камер-Коллежский вал не потерял своей таможенной функции. Камер-коллегия заведовала казёнными сборами, и учреждённая ей система валов и застав, образовавших кольцо вокруг Москвы, была нужна для контроля за ввозом товаров и обложения их внутренними пошлинами. Позже созданные Петром I коллегии были заменены привычными нам министерствами, но вал сохранил свое название.
На Камер-Коллежском валу не было деревянной стены, но перебраться через него всё же было непросто: с внешней стороны насыпи проходил ров, а с внутренней — проезд, по которому курсировали патрули конных стражников. Въехать в город можно было только через посты, где проверяли документы, досматривали возы.
«МКАД» XIX века
Маленькая Москва
Размер Камер-Коллежского вала позволяет нам судить о размерах Москвы XIX века. Его периметр составлял 37 км, а площадь города не превышала 7100 га (71 км²). Для сравнения, площадь Москвы в пределах МКАД составляет примерно 900 км², а учитывая «новую Москву» — 2 510 км². Значит, Москва увеличилась за последние сто лет в тридцать пять раз.
Современность
Заставы были ликвидированы в 1852 году, а вместе с тем началось постепенное уничтожение вала, который был практически полностью срыт во второй половине XIX века. Сегодня о нём напоминают только названия улиц, которые прошли по его ломаной кольцеобразующей линии: Хамовнический Вал, Богородский Вал, Олений Вал и др.. Небольшой участок вала сохранился только в одном месте, на границе Хамовников и Лужников. Сегодня по нему проходит Окружная железная дорога.