Примерное время чтения: 7 минут
570

На свободе в слободе. Чем занимались жители вольных поселений XVII века

АиФ №3. Добро пожаловать к нашей трубе! 15/01/2014 Сюжет Экскурсии по Москве
Зубовский бульвар практически не изменился за последние сто с лишним лет. Сегодня самыми известными его «постояльцами» являются музейщики и журналисты.
Зубовский бульвар практически не изменился за последние сто с лишним лет. Сегодня самыми известными его «постояльцами» являются музейщики и журналисты. / Фото: Эдуард Кудрявицкий. / АиФ
Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Это сладкое слово «свобода» произошло от «слободы» - вольного поселения в городе или на его окраине. Слободские жители имели освобождение от какой-либо государственной повинности - уплаты податей или воинской обязанности. Наверное, поэтому попасть на жительство туда «со стороны» было нельзя. Но к первой половине XVIII в. льготы отменили, и слободы стали обыкновенными сёлами. Но не перестали быть интересными с исторической точки зрения.

Кузнецы селились на окраинах

Слободы были ремесленными (население - люди одной профессии), дворцовыми, казёнными, казачьими (заселялись выходцами с южных окраин государства), воинскими (солдатскими) и стрелецкими.

Память о последних остаётся и по сей день: так, Зубовская площадь и одноимённый бульвар ➊ были названы по бывшей в тех местах слободе стрелецкого полка под командованием Зубова. И Пыжевский пер. ➋ имеет сходное происхождение - по фамилии другого стрелецкого командира Пыжова. А основным местом расположения Стрелецких дворов была территория вокруг церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке ➌, построенной по указу царя Алексея Михайловича. В ней крестили его сына, младенца Петра, будущего императора. Но после бунта 1699 г. Пётр I выселил стрельцов из Москвы, и на месте их слобод стали селиться в основном купцы.

Церковь Григория Неокесарийского на Большой Полянке
Церковь Григория Неокесарийского на Большой Полянке. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

По соседству находилась Ямская слобода, в XVII в. ставшая Казачьей. Ямская - потому что здесь селились ямщики.

На левом берегу Яузы с XVI в. возникла Рогожская старообрядческая слобода с тремя храмами ➍. Были слободы, обслуживавшие велико­княжеский, а позже царёв двор, и располагались они вблизи Кремля. В Китай-городе находилась патриаршья певческая слобода. Ремесленники же в основном селились на окраинах, особенно те, чья работа была связана с огнём (кузнецы, например) - они располагались на юге и юго-востоке от Кремля, с учётом ветров, дувших с северо-запада. Но город разрастался, и окраины постепенно оказывались в центре.

Воро`тники были стражниками

По сохранившимся и сегодня многочисленным названиям улиц и переулков очень легко понять, сколько же в Москве было вольных поселений и какую роль они играли.

В Колпачном ➎ шили муж­ские головные уборы - колпаки. В Колбасном изготавливали мясные деликатесы - колбаски разной длины и толщины. Печатников, Оружейный, Слесарный? Понятно - печатных или оружейных дел мастера да слесари. Оружие разных видов ковали бронники, копьёвцы, лучники (вспомним переулок Лучников, Бронные улицы и Копьёвский пер. ➏).

Скорняжный населяли скорняки, Кожевнические улицы - те, кто работал с кожами. В Овчинниковских переулках выделывали овчину для тулупов. В Сыромятниках мяли шкуры для выделывания кожи. Калашный и Хлебный облюбовали хлебопёки, а Поварскую ➐ - повара.

Кадашевская набережная, названная в честь мастеров-бондарей
Кадашевская набережная, названная в честь мастеров-бондарей. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Но вот с Кадашевской набережной и переулками сложнее: кадаши - это мастера-бондари, делавшие кадки, бочки. А близ Барашевского пер. ➑ проживали бараши, или шатерничие, - те, кто носил в походах шатры за царём с царедворцами и следил за их убранством. В Колымажном ➒ делали повозки и телеги (колымаги). Воротниковский пер. никак не связан с одеждой: «ворóтники» (с ударением на втором слоге) - это стражники, охранявшие ворота Кремля, Китай-города и Белого города. Трубниковский пер. ведёт к месту проживания трубников - печников и трубочистов.

В Хамовниках селились дворцовые ткачи (хамовники - от слова «хам», то есть «лён»). А Скатертный, Стольный, Ножовый напоминают о дворцовых кормовых слободах XVII в., обеспечивавших государевы кухни и застолья со столовой и поварской прислугой, со скатертниками, ведавшими не только скатертями, но и всем другим царским бельём.

В Староконюшенном  селились работники государевых конюшен. Сокольничьи царского двора жили в районе Старослободской ул., Палашевский пер. занимали мастера по изготовлению холодного оружия (палашей). Пушки лили в Пушкарёвом . Говорят, и знаменитый Андрей Чохов, которого Антон Чехов числил в своих предках, изготовил здесь Царь-пушку.

Клеймо басманников

Изготовители таганов - чугунных треног, подставок под чугуны - дали название Таганке (кстати, короткое время бывшей ул. Советской, но в 1920-х вернувшей слободское имя). Рядом с ней - ул. Гончарная , поселение гончаров, мастеров керамических и изразцовых дел. Гнездниковские переулки пошли от слободы гнездников, делавших гнёзда - подставки под любую посудину.

Существуют две версии относительно названия Басманных улиц: по одной басманники - это серебряных (монетных) дел мастера (кстати, есть в городе и «специальные» Серебряный и Серебрянический переулки). По другой - название пошло от татарского басмана - клейма, ставившегося на хлебные изделия.

История Спасоналивковского переулка тесно связана с алкоголем. Фото: АиФ / Эдуарда Кудрявицкий

Козихинские  переулки именуются от слободы «Козье болото», а Бережковская набережная - от рыбацкой, «бережковской» слободы. Интересно, что многие слободские названия сохранились при советской власти и даже были закреплены в начале 1920-х. Может быть, в честь солидарности трудящихся? Ведь все жители слободские были ремесленниками. Причём даже те из них, кто приехал из других государств.

 

Кстати, самая первая иноземная слобода появилась ещё при великом князе Василии III в начале XVI в. И располагалась в Замоскворечье под названием Налейки или Наливки (Спасоналивковский пер.  существует там до сих пор). А откуда «питейное» название? От слова «налей» или «наливай». Дело в том, что иноземцам в отличие от москвичей дозволялось варить и пить пиво! За этим и наведывались частенько страждущие алкоголя горожане в иноземные слободы.

А сколько всего их было и чем ещё их жители занимались - читайте в следующих номерах.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах