24 октября 2021 года в Узбекистане состоялись президентские выборы. Действующий президент республики, возглавивший страну в 2016 году после смерти первого президента Ислама Каримова, Шавкат Мирзиёев набрал 80.8% голосов избирателей и уверенно пошел на второй срок. По всем параметрам выборы представили собой референдум доверия и поддержки курса второго президента Узбекистана со стороны населения республики. Объективно, республика переживает небывалый подъем, и такой уровень поддержки во многом закономерен, учитывая масштабные преобразования и реформы, запущенные и реализуемые последние пять лет назад в стране.
Первые пять лет реформ
Главным стратегическим документом на первый президентский срок Шавката Мирзиёева стала «Стратегия действий по пяти направлениям дальнейшего развития Узбекистана на 2017–2023 гг.». Документ задал основные контуры реформ, который в свою очередь были дополнены отдельными отраслевыми программами. Так, 2019 год был объявлен Годом активных инвестиций и социального развития, а также приняты Концепция комплексного социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года и Стратегии развития транспортной системы Республики Узбекистан до 2035 года. В качестве измеряемых целевых ориентиров в развитии экономики страны обозначены рост реального ВВП в 2,1 раза и ВВП на душу населения в иностранной валюте в 3 раза к 2030 году или до 4538 долл. США, против 1533 долл. США в 2018 году. Для достижения заданных целей необходимо будет поддерживать среднегодовые темпы экономического роста не ниже 6,4%.
Шавкат Мирзиёев не побоялся пойти на болезненные реформы. В 2017 году Узбекистан провел давно назревшую валютную реформу, отпустив узбекский сум в свободное плавание и отменив жесткие ограничения и регулирование со стороны Центробанка республики по обмену валюты. Первым и самым болезненным последствием запущенной валютной реформы стало резкое падение сума на 48% по отношению к основным зарубежным валютам, но это позволило устранить три разных курса узбекской валюты и свести к одному знаменателю черный и официальный курсы. Проведена налоговая реформа. Согласно официальному сайту с итогами реформ, в период 2017-2020 годов доходы государственного бюджета в целом увеличились в 2,7 раза. При этом поступления по прямым налогам увеличились в 3,9 раза, косвенным налогам — в 1,8 раза, налогам на ресурсы и налогу на имущество — в 3,1 раза. Запущена масштабная приватизация государственных предприятий республики.
Заметные изменения прослеживаются в энергетическом секторе. Раньше Узбекистан как заметный игрок на газовом рынке большую часть добываемого в республике сырья поставлял на экспорт в ущерб внутреннему потреблению, что регулярно создавало проблемы с электроэнергией и газом у внутренних потребителей. С приходом к власти Шавката Мирзиёева внутренний рынок стал приоритетным, и к 2021 году республика перестала числиться экспортером газа и даже рассматривает возможности покупки сырья у соседнего Туркменистана. Для решения потребностей растущей экономики ставка сделана на два важных направления: развития сектора возобновляемых источников электроэнергии и строительство АЭС с участием «Росатома». Уже сейчас в республике реализуются ряд проектов по солнечной генерации, строительству ГЭС, а в 2022 году запланировано начало строительства атомной электростанции. При этом активно развивается углеводородный кластер, помимо крупных добывающих проектов российских Газпрома и Лукойла, Узбекистан завершил строительство крупного нефтегазоперерабатывающего завода, который позволит очищать и перерабатывать практически все добытое в республике сырье.
Прорыв был достигнут в образовательной сфере. Властям за счет открытия филиалов иностранных вузов, в первую очередь российских, удалось сократить разрыв между количеством абитуриентов и мест в вузах.
Узбекская внешняя политика стала более проактивной, инициативной, ориентированной на конструктивные экономические отношения, и в результате республика заметно увеличила внешнюю торговлю. Если в 2016 года товарооборот составил 17.2 млрд долларов, то по итогам рекордного 2019 года Узбекистан «наторговал» на $41 млрд, правда 2020 года объем внешней торговли из-за пандемии COVID-19 составил $36,3 млрд.
Успехи республики в реформировании отмечены за рубежом. В 2018 году Республика Узбекистан (РУз) после долгого перерыва, наконец, получила свой рейтинг от международного рейтингового агентства Standard & Poor’s, а в декабре 2019 года агентство подтвердило суверенные рейтинги Узбекистана на уровне «ВВ-/В» со стабильным прогнозом. Схожие оценки получила республика и от двух других ключевых агентств — Moody’s и Fitch. Для любой зарубежной компании, финансовой организации или инвестиционного фонда оценка кредитной устойчивости от этих агентств является важным индикатором безопасности инвестиций и кредитов
В традиционном рейтинге аналитического агентства ECED «Карта инвестиционной привлекательности стран Центральной Азии и Южного Кавказа» Узбекистан в 2020 году разделил второе место в регионе с Азербайджаном, хотя в 2017 году находился лишь на третьем месте. По итогам анализа различных аспектов инвестиционной привлекательности, Узбекистан за последние три года продемонстрировал кардинальное улучшение позиций по целому комплексу параметров. По программам экономического развития, инвестиционному климату и политической стабильности республика показала наилучший результат в регионе.
Западные институты также признали серьезный успех в развитии Узбекистана. Так, в 2019 г. влиятельный британский журнал «Economist» признал Узбекистан страной года, государством, наиболее динамично осуществляющим реформы.
Динамичное развитие страны требует пролонгации
За пять лет правления Шавката Мирзиёева политическая система при сохранении базовых характеристик претерпела серьезные изменения. Важным новаторским решением нового главы было создание открытой приемной на период предвыборной кампании. Во многом это стало прорывом для Узбекистана, где власть оставалась максимально закрытой для общества и его запросов. А 2017 год был объявлен «Годом диалога с народом и интересов человека», а помимо виртуальной приемной, была создана постоянно действующая народная приемная президента.
Сравнивая Узбекистан в 2016 и в 2021 гг. можно констатировать, что республика совершила стремительный рывок в развитии. За пять лет став одной из самых динамично развивающихся, инвестиционно привлекательных экономик региона, популярной среди туристов точкой притяжения.
Вместе с тем базовые ограничители и вызовы Узбекистана никуда не делись. Так, республике не удалось кардинально улучшить связность с мировыми рынками. Ни один из заявленных крупных транспортных проектов так и не достиг заявленных целей. Остаются проблемы с избыточной трудовой силой, особенно среди молодежи. Предстоит решить вопрос кардинального повышения эффективности банковской системы.
Государство пока остается доминирующим игроком в экономике, что сказывается на ее эффективности и готовности к восприятию инноваций. Массовая приватизация достаточно рискованная стратегия, так как у узбекских властей не очень большой опыт взаимодействия с негосударственными игроками в качестве регулятора.
Предстоит Ташкенту решить в ближайшие пять лет вопрос будущей интеграции в Евразийский экономический союз, наблюдателем в котором республика стала в декабре 2020 года.
Таким образом, заявленные и запущенные Шавкатом Мирзиёевым реформы и планы, с одной стороны, уже принесли заметные результаты, но комплекс вызовов и задач, стоящих перед руководством Узбекистана требует дальнейшей системной работы, и эта работа для качественного перелома и достижения обозначенных целей потребует более длительного срока, нежели следующие пять лет. Поэтому остро строит вопрос с преемственностью выбранного политического и экономического курса развития Узбекистана.
Как показывает опыт политических процессов в мировой практике, конституционная реформа, запущенная в Узбекистане, может стать тем инструментом, который позволит сохранить преемственность курса. Так принятие нового Основного закона трактуется юристами как возможность перезагрузки и политической системы, в частности, возможности для действующего президента выдвигать свою кандидатуру без учета уже отработанных сроков на высшем посту. В условиях, когда Шавкат Мирзиёев анонсировал конституционную реформу как стратегическую цель для своего второго срока, уже начато экспертное и общественное обсуждение самого широкого спектра вопросов. Узбекистан сегодня другой и ставит перед собой другие цели, и основополагающие правовые документы должны соответствовать новым целям и задачам.