Танки Leopard немецкого производства горят в зоне СВО как дрова, полыхает и другая западная бронетехника, поставленная Украине. А передвигаться на чем-то надо, не ботами же по влажной земле топать. Выход нашелся, правда, тоже сомнительного качества, в том числе по проходимости. 125-я бригада территориальной обороны Украины пересела на... велосипеды.
Вовремя пересели
Идея пересесть на педали принадлежала командиру бригады Артуру Горбенко. В принципе, на безрыбье и рак рыба, так что велосипеды в воинских подразделениях ВСУ, у которых проблемы с транспортом, на первый взгляд, не так уж и плоха. Другое дело, что такое транспортное средство в боевых условиях практически неприемлемо, на разведку на велосипеде точно не поедешь и наверняка не сможешь передвигаться в наступательных порядках.
Опять же осенняя распутица и приближающаяся зима, делают этот вид транспортного средства бесполезным. Велосипедных дорожек в зоне боевых действий нет, а выезжать на открытую местность, на какую-нибудь дорогу, это гарантированно подставиться под удар российского FPV-дрона, который не упустит малоскоростную цель. Да и снайпер легко снимет такую, когда ездок не стелется по земле, а возвышается над ней и виден за несколько километров.
Тем не менее 125-я бригада с подачи своего командования дружно пересела на велосипеды — в отдельных подразделениях таких велогонщиков больше половины. Сами военнослужащие называют себя «циркачами» и не совсем довольны нововведением. Зато при отступлении можно чуть быстрее удрать с поля боя. Драпать этой бригаде не привыкать — в прошлом году они самовольно покинули свои позиции, попросту убежали под напором российских войск. Разбирательств по этому поводу было много, но дело закончилось... награждением оставшихся в живых.
Польские «лошадки» для ВСУ
Эта бригада была сформирована в 2023 году перед началом украинского контрнаступления. Основной костяк соединения — из западных областей Украины, в первую очередь, из Львова, поэтому её и называют львовской бригадой. По территориальному признаку 125-ю обеспечивают в основном волонтёры из родных мест боевиков.
Не стала исключением ситуация и с поставками велосипедов. Частично их закупили в соседней Польше под видом «спорттоваров» для нужд ВСУ. Кому-то повезло — достались привезенные из Львовщины модные велосипеды Stels. На всех таких не хватило, поэтому националисты стали банально грабить местное население, отбирая у них педальную технику классом похуже, кому-то вообще достались развалюхи. Тем не менее командование отчиталось, что бригада теробороны практически стала механизированной, вернее, велосипедированной, и дружно крутит педали, пока им чего-то там не дали.
«Велосипедисты, велосипедные войска или, как их называли раньше, „самокатчики“ существуют в ряде стран мира до сих пор, — рассказал aif.ru военный эксперт Борис Джерелиевский. — Конечно, пик их популярности пришелся на Первую и Вторую мировые войны, но и сейчас они используются в армии — для ведения разведки, доставки почты и других целей, большей частью в тыловых районах с наличием транспортной инфраструктуры. А вот применение в боевых действиях уже не представляется эффективным. Здесь, например, горные мотоциклы, которые используют российские войска на отдельных участках в ходе СВО, представляются более эффективными, в первую очередь, за счёт скорости и возможности перевезти большее количество грузов, нежели на велосипеде».