Авиаинцидент, едва не обернувшийся тяжелыми последствиями, произошел в небе над Сирией. Американский истребители перехватили гражданский лайнер, принадлежащий Ирану.
«Опасное приближение»
Телеканал Al Mayadeen со ссылкой на свои источники сообщил, что два истребителя F-15 ВВС США 23 июля совершили перехват пассажирского самолета иранской авиакомпании Mahan Air, выполняющий рейс по маршруту Тегеран — Бейрут. По данным телеканала, все произошло в районе контролируемой американцами зоны Эт-Танф.
Иранское агентство ISNA подтвердило факт перехвата. По его данным, у рейса 1152, следовавшего из Тегерана в Бейрут, возникли проблемы «из-за опасного и угрожающего приближения истребителей». Пилот иранского самолета был вынужден экстренно изменить высоту полета, из-за чего ряд пассажиров получили травмы.
Позднее телерадиокомпания IRIB опубликовала видео, сделанное на борту лайнера. На нем видно, как военный самолет удаляется от гражданского борта. В кадр попадает человек, с головы которого течет кровь. Еще одному мужчине, лежащему в проходе, оказывают медицинскую помощь.
После случившегося иранский самолет благополучно добрался до Бейрута, а спустя несколько часов вернулся в Тегеран.
«В соответствии с международными стандартами»
Официальный представитель Центрального командования Вооруженных сил (СЕНТКОМ) США Билл Урбан подтвердил факт перехвата в беседе с AP, но при этом заявил, что пилот F-15 действовал корректно: «Как только пилот F-15 идентифицировал летательный аппарат как пассажирский самолет Mahan Air, F-15 благополучно увеличил дистанцию от самолета. Профессиональное сопровождение проводилось в соответствии с международными стандартами».
Урбан утверждает, что F-15 не подходил к иранскому лайнеру ближе чем на 1000 метров.
Иран, однако, не считает действия американских летчиков корректными. Постоянный представитель Ирана при ООН Маджид Тахт-Раванчи после инцидента связался с генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем, проинформировав его о происшедшем. Также Иран обратился с жалобой в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО), указав на нарушение самолетами ВВС США международного права и норм, а также стандартов аэронавигации.
Мрачное напоминание о трагедии 1988 года
Нервную реакцию Ирана можно понять. Во-первых, у Тегерана и Вашингтона очень плохие отношения. Власти США не раз угрожали Ирану применением самых жестких мер. К тому же, если говорить об авиации, то у Тегерана есть страшный опыт потери гражданского самолета по вине американских военных.
3 июля 1988 года ракетный крейсер ВМС США «Vincennes» сбил над Персидским заливом авиалайнер Airbus A300B2-203 авиакомпании Iran Air, совершавшй коммерческий пассажирский рейс IR655 по маршруту Тегеран — Бендер-Аббас — Дубай. Жертвами ракетной атаки стали 274 пассажира (в том числе 65 детей) и 16 членов экипажа.
Согласно официальным заявлениям правительства США авиалайнер был ошибочно опознан крейсером «Vincennes» как атакующий иранский военный самолёт. Правительство США, выразив сожаление в связи с гибелью людей, официально не признало вину и не принесло извинений. Вопрос материальных компенсаций был разрешен мировым соглашением при рассмотрении иска в Международном суде ООН.
По условиям соглашения США должны были выплатить компенсацию в размере 131,8 млн долларов (включая 61,8 млн долларов наследникам 248 погибших, из расчёта 300 000 долларов за каждую трудоспособную жертву и 150 000 за каждого иждивенца), а Иран отказывался от дальнейших претензий к США в связи с этой катастрофой.
Как и в 1988 году, так и в 2020 году американские военные подвергают опасности гражданские самолеты, находясь далеко от собственных границ.
Оккупанты на земле и в небе
СЕНТКОМ заявляет, что американские истребители обеспечивали безопасность военных, размещенных на базе Эт-Танф. Но что из себя представляет база Эт-Танф? Речь идет о территории Сирии, прилегающей к границе с Ираком, где с 2017 года размещены американские военные, занимающиеся подготовкой отрядов так называемой «умеренной» сирийской оппозиции. В чем «умеренность» данной оппозиции, никто не знает. По сути дела, на оккупированной территории Сирии Соединенные Штаты готовят отряды боевиков, ставящих своей задачу свержение власти. Правда, в последние годы боевики «умеренной» оппозиции фактически не в состоянии вести успешные боевые действия против правительственной армии. Поэтому они с большей охотой предпочитают проводить время под американски прикрытием.
Но главное заключается в том, что никто не предоставлял легитимного права войскам США находиться на сирийской территории. Таким образом, речь идет об оккупации. Призыв к выводу войск Вашингтон игнорирует. И мало того, он своей авиацией ставит под угрозу мирные гражданские авиалайнеры, перехватывая их над чужой территорией.
Это уже близко к понятию «воздушное пиратство». Летчики ВВС США известны тем, что в небе ведут себя подобно безумным лихачам на дороге. Ставить под угрозу безопасность полетов им не привыкать. Правда, эта спесь куда-то пропадает, если поблизости появляется кто-то, хотя бы приблизительно равный по пилотажному мастерству и техническим возможностям. После встреч с российскими летчиками со стороны американцев очень часто звучат жалобы на «опасное поведение». Хотя им просто показывают — перехватывать чужие самолеты в небе могут не только они.
«Снять красивый пейзаж»: как американские летчики убили 20 туристов в Италии
Если говорить о безумном лихачестве пилотов ВВС США, то нельзя не вспомнить трагедию, которая произошла 3 февраля 1998 года в Италии, на канатной дороге в Кавалезе.
Пилоты палубного самолета EA-6B Prowler Корпуса морской пехоты США, выполняя тренировочный полет, снизили высоту ниже минимально разрешенной, для того, чтобы «повеселиться» и «снять красивый пейзаж».
В результате самолет крылом перерезал трос канатной дороги, что привело к падению со 110-метровой высоты кабины-гондолы, в которой находились 19 туристов и оператор-машинист. Все 20 человек погибли. Ни один из летчиков EA-6B Prowler не пострадал.
Среди жертв были 8 граждан Германии, 5 бельгийцев, 3 итальянца, два поляка, по одному гражданину Польши, Австрии и Нидерландов.
Итальянская прокуратура планировала предать четырёх морских пехотинцев суду в Италии, но итальянский суд признал, что военные суды США обладают юрисдикцией над базами НАТО.
В итоге рассмотрение дела проходило в Соединенных Штатах. Из четырех летчиков под суд отдали двух — пилота Ричарда Эшби и штурмана Джозефа Швейцера. Они обвинялись в непредумышленном убийстве и убийстве по небрежности. В итоге американский суд оправдал обоих. Как и в случае с со сбитым над Персидских заливом иранским самолетом, дело ограничилось выплатой компенсаций родственникам погибших.
Неудивительно, что в таких условиях, чувствуя себя совершенно безнаказанными, пилоты ВВС США готовы в любую минуту совершить преступление. А летчикам гражданской авиации остается только одно — держаться как можно дальше от этих потенциальных убийц.