Вечером 4 мая военный беспилотник «Байрактар» TB2 вышел из-под контроля украинских военных и начал кружить над территорией Киева. Через некоторое время БПЛА турецкого производства был сбит силами ПВО над центром города.
Этот инцидент — первый за долгое время, когда в новостные сводки из зоны СВО ворвались «Байрактары». О том, что ВСУ стремительно сокращают использование БПЛА, которые называли «оружием будущего», данные появились ещё в прошлом году.
К началу СВО на Украину было поставлено 36 «Байрактаров». Их эффективность вызывала завышенные ожидания после Карабахского конфликта 2020 года, где эти БПЛА успешно уничтожали армянские танки. Беспилотники производства турецкой компании Baykar Makina вывозили на параде в честь Дня Независимости Украины. В июле прошлого года даже появилась новость, что в украинских роддомах имя Байрактар начали давать новорожденным младенцам.
Однако уже к августу прошлого года в СМИ появилась информация о том, что ВСУ сократили использование этих беспилотников. В апреле 2023-го Минобороны РФ отчиталось о 100 сбитых «Байрактарах». Один аппарат, при этом, стоит около 2,5 миллионов долларов.
Как отмечает главный редактор издания «Беспилотная авиация» Денис Федутинов, «Байрактар» эффективен только в том случае, если страна, которая их использует, контролирует воздушное пространство и средства ПВО на стороне противника. Украина, в отличие от Азербайджана в 2020 году, этого обеспечить не смогла.
Как уточнил в своем Telegram-канале военный эксперт, полковник запаса Михаил Ходаренок, часть «Байрактаров» была уничтожена ещё на земле в результате успешной разведки российских сил.
Разговоры о неуязвимости этих БПЛА оказались не более, чем пиар-акцией, сказал в комментарии aif.ru военный обозреватель, полковник в отставке Виктор Литовкин.
«Почему мы о них так редко слышим? Ответ прост — их всех перебили. То, что их не сбивает обычное ПВО из-за низкой высоты, оказалось просто рекламной кампанией. А потом, завод, который Турция собиралась построить на Украине, они не построили, потому что это было бессмысленно. Мы бы тут же его уничтожили», — объяснил эксперт.
Что касается Карабахского конфликта, то там, как отметил Литовкин, успех «Байрактаров» был связан с тем, что у армии Армении не было продуманной эшелонированной системы ПВО.
«Байрактары там сыграли значительную роль, потому что вся техника была разбросана — то в одном месте, то в другом, то в третьем. Поэтому ее легко было уничтожать этими беспилотниками, которые никто не сбивал», — говорит специалист.
Российские вооруженные силы, по мнению Виктора Литовкина, не ощущают острой потребности в таких БПЛА, как «Байрактар».
«У нас, конечно, не было серийного производства беспилотников, это правда. Были хорошие экземпляры, но не выпуск в промышленном масштабе. Сейчас уже этот процесс пошел. Есть „Герани“ и другие аппараты, которые хорошо работают и хорошо показали себя. Так что ситуация исправляется потихоньку», — отметил эксперт.
Интрига или разгильдяйство?
По данным военного Telegram-канала «Рыбарь», казус с «взбесившимся» турецким беспилотником в Киеве совпал с окончанием обучения украинских операторов.
«Инцидент произошёл практически сразу после окончания обучения расчётов БПЛА Bayraktar под руководством турецких инструкторов. Если во время обучения в расчёт обязательно входил оператор-турок, то сейчас украинцы оказались сами по себе», — отметил админ «Рыбаря», добавив, что сейчас в сутки отмечается активность 6-8 турецких беспилотников на разных участках линии соприкосновения.
По словам Виктора Литовкина, киевская история больше напоминает интригу: «В Киеве наверняка стремились показать, что Россия якобы хочет отомстить Украине, запустив беспилотник над Киевом. Это такая примитивная мелочная украинская интрига. Однако потом выяснилось, что беспилотник оказался „Байрактаром“, которых нет на вооружении у армии РФ. Сами себя напугали и сами себя сбили».