Примерное время чтения: 5 минут
1287

США берут чужие суда на абордаж, Киев топит. Как это грозит мореходству

Дональд Трамп, возомнив себя буканьером, захватил уже три танкера.
Дональд Трамп, возомнив себя буканьером, захватил уже три танкера. Reuters

Морское судоходство в последние дни переживает не самые простые времена. Европейцы тормозят и досматривают суда, которые кажутся им подозрительными. Дональд Трамп, возомнив себя буканьером, захватил уже три танкера, а киевский режим пытается топить гражданские корабли, причём не принадлежащие России.

Непростая зима

Пик этих событий пришёлся на последние четыре недели. 28 ноября киевский режим атаковал танкер Kairos, следовавший под флагом Гамбии. Это случилось у берегов Турции. В тот же день СБУ устроила теракт на другом гамбийском судне — Virat — и снова недалеко от турецких портов. Турецкий МИД ограничился нотой с озабоченностью. Британские СМИ с ссылкой на источники в СБУ сообщали, что теракты были устроены с помощью морских дронов Sea Baby.

30 ноября загорелся танкер Mersin, на этот раз у берегов Сенегала, недалеко от Дакара. Судно, зафрахтованное турецкой компанией, шло под панамским флагом. Сенегал начал расследование, Киев отрицает причастность к инциденту. 2 декабря в 80 милях от турецких берегов киевские террористы атаковали российский танкер Midvolga 2, шедший с подсолнечным маслом в Турцию. 

10 декабря Трамп начал свою пиратскую операцию, когда американские морпехи и спецназовцы захватили у берегов Венесуэлы нигерийский танкер Skipper, следующий с грузом 1,85 млн баррелей нефти на Кубу. Нефть тут же изъяли, причём её пришлось перегружать на более мелкие суда: Skipper оказался слишком велик для порта Хьюстона.

Неделю спустя 47-й президент США объявил о признании Венесуэлы террористической организацией и о нефтяной блокаде страны. 80 % венесуэльской нефти покупает Китай, но пока никаких ответных ходов со стороны Пекина в этой игре не последовало, ограничились словами поддержки венесуэльскому народу. США в этом заявлении не упоминались.

20 ноября американцы захватили панамский танкер Centuries c 2 млн баррелей нефти, купленной Китаем. В тот же день киевский режим устроил теракт в Средиземном море. Танкер QENDIL, следовавший из Индии в Россию, принадлежит Оману. Судя по сообщениям с мест, на этот раз украинские террористы использовали большие дроны «Баба-яга», сбросившие на корабль мины. Жертв удалось избежать, танкер дошёл своим ходом до Египта. СБУ признала вину, опубликовала видео сбросов, Оман пока молчит.

Вечером в воскресенье, 21 декабря, американцы арестовали третий танкер — Bella 1, снова панамский, но на этот раз пустой. Поживиться «халявной» нефтью не вышло, но американцы останавливаться не собираются.

Действия Киева и Вашингтона несравнимы

Несмотря на сложную обстановку, политолог Марат Баширов считает, что морское мореходство хоронить не стоит, другой вопрос, что между действиями США и Украины лежит огромная пропасть.

«Совершенно разные сюжеты. Американцы ставят своё законодательство выше международного права. Они ввели санкции, обозначили подсанкционные суда. Объявили режим в Венесуэле террористической организацией, и они действуют в рамках своего законодательства, не оглядываясь на международное. Но я вам хочу сказать, что мы какое-то время назад тоже приняли решение, закрепили его законодательством, что российские законы выше международного права, но мы тем не менее стараемся его придерживаться. Американцы придерживаются международного права, когда им выгодно. Когда нет, они руководствуются американским правом», — объяснил эксперт.

«То, что делает Украина, это теракты. У них нет никакого законодательного обоснования ни по внутреннему законодательству, ни по международному. Все остальные истории, когда Иран задерживает танкеры, там тоже есть обоснование иранского законодательства. Там очень узкий пролив, и, соответственно, это фактически все территориальные воды Ирана. В территориальных водах, соответственно, государства могут задерживать суда, досматривать их, как, например, Швеция сейчас поднялась на борт нашего танкера Adler, объяснив это тем, что там не была заполнена таможенная отчётность и надо посмотреть. Тем не менее судно находилось в территориальных водах Швеции, поэтому говорить о том, что разрушено морское право, на сегодняшний день пока ещё нельзя», — добавил Баширов.

Что будет дальше

От блокады Венесуэлы из покупателей главным образом пострадает Китай, но особых трудностей для замещения этих объёмов не возникнет, только дополнительные расходы.

«Я думаю, что Пекин даст асимметричный ответ в любом случае, но всё это приведёт в конечном итоге только к росту цен на мировых рынках, что, в общем-то, для нас неплохо. Плюс Китай потеряет поставки нефти из Венесуэлы и будет вынужден это закупать где-то в другом месте и в том числе, возможно, у нас. Поэтому у всего есть оборотная сторона. Военного ответа не будет», — отметил политолог.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах