16 марта 2014 года в Крыму и Севастополе прошёл референдум, по результатам которого уже 18 марта полуостров официально вернулся в состав России.
Конечно, Украина с этим не смирилась. Но убеждать бывших граждан одуматься киевская власть стала своеобразно, пытаясь отрезать полуостров буквально от всего.
Перекрыли кран
В апреле 2014-го по Северо-Крымскому каналу не пошла «большая вода», необходимая для орошения. Украинская сторона заявила, что за Крымом прошлогодний должок — в пересчёте на рубли около 5 млн. А когда власти республики предложили оплатить его, представители Укрводхоза отказались принимать деньги. Выдвигались всё новые условия — вроде снятия с гидроузлов оборудования и передачи Киеву.
В мае стало понятно, что воды в канале не будет. Чуть позже украинская сторона возвела дамбу, чтобы вода не шла из канала на полуостров даже самотёком.
Крым живёт циклами: примерно каждые 3–5 лет годы со значительным количеством осадков сменяются «сухими». 2014-й оказался «водным». Но в начале 2016-го природа «перекрыла кран». К этому времени уже были готовы водозаборы подземных резервов. Десятки скважин, на бурение и оборудование которых ушло около 1,2 млрд рублей, позволили обеспечить водой Восточный Крым.
За 10 лет здесь рассмотрели разные варианты водообеспечения полуострова. От одних (вроде опреснения или добычи из-под дна Азовского моря) отказались. Другие в работе.
Сейчас, как сообщил советник главы Госкомитета водного хозяйства Крыма Роман Захаров, идут инженерные изыскания на месте новых вместилищ воды. Одно из них, Мартовское, расположится в Бахчисарайском районе и будет «поить» Большую Ялту. А часть пока ещё работающего Лозовского карьера превратится в водохранилище для Симферополя и прилегающих территорий.
В октябре 2023 года Арбитражный суд республики вынес решение по иску крымского Совмина о взыскании с Украины ущерба от водной блокады полуострова в размере 152,6 млрд рублей. В Верховный суд республики также подан иск Общественной палаты Крыма к Украине, связанный с защитой жителей, пострадавших от водной блокады. Сумма претензии — более 3 трлн.
Выручая из еды
«Блокада» № 2, которую крымчане называли «продуктовой», касалась не только их. Её придумали и осуществили сбежавшие с полуострова активисты меджлиса (организация признана в Российской Федерации экстремистской). Конечно, при поддержке и одобрении киевской власти.
Сначала, в сентябре 2015-го, радикалы перекрыли железнодорожную ветку, по которой поставлялось сырьё на завод «Крымский титан». Месяц спустя были перекрыты все дороги, ведущие в Крым. С украинской стороны разворачивали и фуры с товарами, и легковушки с прицепами, гружённые дарами полей, садов и огородов. Жители Херсонской области лишились возможности продавать всё это в Крым.
В начале 2016-го рядом с украинскими пунктами пропуска у границы с полуостровом встал добровольческий батальон, сформированный националистами из бывших крымчан. Какое-то время он «кормился», конфискуя грузы, которые всё же пытались везти с Украины в Крым. Но затем часть вояк дезертировала, а часть принялась обирать пассажиров легковушек и автобусов.
Тем временем в Крым пошли продукты и прочие товары из других регионов России. Пустых полок в магазинах так и не случилось.
«Конец света»
23 года, что полуостров провёл в составе независимой Украины, он висел на четырёх «энергонитках». По ним с украинского «материка» шло электричество. Вкладывать средства в развитие крымской энергосистемы в Киеве считали излишним.
20–22 ноября 2015 года все четыре ЛЭП были взорваны активистами националистического формирования. И в Крыму наступил «конец света». Остановились предприятия, временно прекратили работу школы и детсады, не вышли на маршрут троллейбусы...
Меры по обеспечению электричеством жизненно важных объектов были приняты сразу, а уже 2 декабря заработала первая очередь энергомоста со стороны РФ. Но убытки республика понесла огромные. И вот всё подсчитано. Как сообщил председатель Госсовета РК Владимир Константинов, объём претензий составляет более 3,16 трлн рублей. 4 марта иск подан в Арбитражный суд Крыма.
Реально ли получить деньги с Украины? Эксперты «АиФ» утверждают: после достижения целей СВО людям, официально представляющим соседнее государство, придётся договариваться. И отвечать в том числе материально.
Стоп машина?
Поезда с Украины перестали ходить в Крым ещё в декабре 2014-го. Тогда же была запрещена перевозка грузов на полуостров по железной дороге. В ноябре 2015 года Киев официально объявил о прекращении транспортного сообщения с Крымом. Началась «блокада», правда, очень «дырявая».
Перевозчики с обеих сторон сообразили, что можно хорошо заработать. Договаривались о синхронизации рейсов к границе, принимая прошедших пункты пропуска пассажиров. Летом на въезде в Крым стояли длинные очереди машин с украинскими номерами: граждане незалежной не собирались отказываться от курортов полуострова. А многие ехали в собственное жильё в приморских городах и посёлках.
Сейчас границы Украины отодвинулись далеко от полуострова. Проложен сухопутный маршрут по новым регионам, строятся и ремонтируются дороги. Проектируется железнодорожная ветка из Ростовской области в Крым через ДНР и Запорожскую область.
Была и пятая блокада — информационная, но уже для граждан Украины. Им преподносили вывернутую наизнанку картину происходящего в Крыму. Тем временем республика прирастала новыми зарубежными торговыми партнёрами, принимала иностранные делегации, чтобы те увидели, как меняется жизнь в Крыму.
Просчёт Киева
— Украинские политики, пришедшие к власти в результате госпереворота, рассчитывали на то, что руководство России не справится с последствиями блокады полуострова, а также на недовольство и массовые протесты крымчан, — считает руководитель филиала Фонда развития гражданского общества в Крыму Наталья Киселёва. — Но ставка на это была ошибочной. Москва успешно и быстро решила все проблемы. А подавляющее большинство жителей Крыма и годы спустя после референдума 2014 года подтверждали в соцопросах неизменность своей позиции по возвращению в Россию.