Сюжет с Панамским каналом продолжает развиваться. После угроз американского президента Дональда Трампа забрать канал силой и визита в страну госсекретаря США Марка Рубио, потребовавшего «немедленно» сократить китайское влияние, Панама уже пошла на уступки. Президент Панамы Хосе Рауль Мулино заявил, что выйдет из китайского проекта «Один пояс — один путь», то есть откажется от китайских инвестиций. Также Мулино заявил, что деятельность китайской компании, управляющей рядом портов недалеко от канала, будет расследована.
Но, кажется, это еще не все. Сегодня Госдеп США объявил о том, что Панама теперь будет пропускать все американские государственные корабли через канал бесплатно. Но само управление канала, контролируемое правительством Панамы, это отрицает. Что происходит и может ли это быть предлогом для захвата страны — разбирался aif.ru.
Оградить свой задний двор от Китая
Трамп еще в своей инаугурационной речи жаловался на Панаму. По его мнению, эта страна подпала под китайское влияние и якобы вот-вот сдаст Пекину контроль над стратегическим Панамским каналом — важнейшей транспортной артерией, которая напрямую соединяет Атлантический и Тихий океаны, экономя кораблям в пути до 13 тыс. км. Для американцев, основных пользователей канала, на которых приходится 3/4 всего транзита через него, такой сценарий стал бы большой трагедией, что вполне объяснимо.
Но если разобраться, то масштаб китайской угрозы, якобы нависшей над Панамой, немного преувеличен.
Да, есть два порта — по одному с каждой стороны от канала — которыми управляет компания, расположенная в Гонконге. Концессия на их эксплуатацию была предоставлена китайцам еще в 1996 году. Но условия соглашения не предусматривают передачу портов в их собственность. Потом, поблизости есть еще как минимум три других порта, которые по примерно такой же схеме управляются иностранными компаниями, в том числе американскими, указывает The Guardian.
В Вашингтоне и до прихода Трампа были опасения, что китайцы могут тихой сапой прибрать к рукам Панамский канал. Но их не считали обоснованными. Так, в 1999 году в Госдепе заявили, что «тщательно изучили» этот вопрос и «не обнаружили никаких доказательств», что концессия, выданная китайской компании, представляет угрозу для работы канала.
Поэтому дело, скорее, не столько в реальной угрозе каналу, сколько в желании найти предлог для того, чтобы усложнить китайцам дипломатические контакты и экономическое сотрудничество с Латинской Америкой, подчеркивают в The Guardian.
«Как видим, доктрина Монро, принятая еще в далеком 1823 году, продолжает действовать и поныне, — объясняет политолог и публицист Игорь Михайлов. — Вашингтон все так же считает Латинскую Америку сферой своих интересов и стремится вытеснить из нее всех остальных».
«Что касается возможного вторжения американцев в Панаму, то мы не знаем всех нюансов, — подчеркивает Михайлов. — Многие не исключали, что США пошлют своих солдат, и они просто физических уберут руководство Панамы. Наверняка в Пентагоне такие планы были. Тем более в 1989-90-м американцы туда уже вторгались, а это по меркам истории не просто вчера, а пару минут назад. Но после визита Рубио, вроде бы, определенную напряженность сняли. Но Трамп человек достаточно непредсказуемый — он может за пять минут до встречи полностью поменять уже согласованную концепцию. И он считает, что [экс-президент Джо] Байден мало делал для безопасности США. Поэтому прогнозы про судьбу Панамы делать трудно. Может, американцы просто пугают, чтобы побольше уступок стребовать, а, может, готовят и почву для чего-то более серьезного».
Чем дешевле, тем лучше
Помимо китайцев, Трампа, как настоящего бизнесмена, смущает размер платы, которую взимают с судов за проход через Панамский канал. Лидер США назвал ее «непомерной» и «смехотворной», а после потребовал, чтобы Панама «немедленно» прекратила грабить Америку. Если этого не произойдет, то Трамп обещал принять меры.
И вот сегодня Госдеп анонсирует, что для американских государственных судов (то есть на имущество частных компаний это распространяться не будет) отныне введена нулевая ставка. Панама в ответ выпустила заявление, что никакие изменения в тарификацию не вносились. Однако власти государства оговорились, что готовы к диалогу по вопросу американского военного флота. Такой вот пинг-понг.
«Я думаю, в Госдепартаменте есть некоторый бардак, — объясняет политолог Сергей Марков. — Там наверняка еще идут переговоры с Панамой. И американцы продуцируют некоторый список заявлений, связанных с их вероятными итогами. И, судя по всему, одно из них опубликовали раньше времени и не договорившись до конца с панамцами. Но, думаю, правы окажутся все-таки американцы, и Панама с очень высокой вероятностью отменит плату для государственных кораблей США».
Остается только дальше следить за развитием событий.