13 декабря 2017 года жителей России и Украины взбудоражила информация о возможном прекращении железнодорожного сообщения между двумя странами. Разговоры об этом звучат не впервые и всякий раз нервируют граждан.
«Об окончательном решении мы сможем сообщить в 2018 году»
Не исключено, что то, чего опасаются многие, все-таки случится. Но все же в данном случае эти заявления следует делить как минимум на два с учетом того, кто их делает.
О намерениях прекратить хождение поездов в Россию объявил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян. В эфире телеканала «112 Украина» он сказал: «Вопрос железнодорожного сообщения с РФ в первую очередь рассматривается сейчас „Укрзализныцею“. Думаю, об окончательном решении мы сможем сообщить в 2018 году. Есть две составляющие: грузовое сообщение и пассажирское. Из пассажирского у нас есть единственный российский поезд, курсирующий по направлению Кишинев — Москва, и несколько украинских, следующих на Москву. После анализа, проведенного „Укрзализныцею“, мы будем готовы принять правительственное решение соответствующего характера».
«Положить конец воспоминаниям об оккупации Украины»
Владимира Омеляна можно назвать чемпионом по борьбе с Россией среди украинских министров. Порой кажется, что ничего, кроме искоренения всего русского, в украинской инфраструктуре не происходит.
Так, в октябре 2016 года на своей странице в Facebook Омелян радостно докладывал: «К декабрю 2016 года все билеты, названия станций, объявления и информация на табло будут только на двух языках: украинском и английском! Одновременно с этим продолжится работа по декоммунизации названий станций».
Обещал министр в 2017 году и обслуживание европейского уровня в украинских поездах, но этого, в отличие от декоммунизации, достичь как-то не получилось, если судить по нецензурным отзывам граждан Незалежной в социальных сетях.
В январе 2017 года Омелян на своей странице на Facebook опубликовал фото подписанного документа, которым соответствующим ведомствам предписывается сменить названия морских портов, железнодорожных станций и других объектов, которые угрожают независимости страны.
Среди объектов, которых коснулось переименование, порты Ильичевск, Октябрьск и Южный. Также Омелян отдал распоряжение переименовать Южную и Юго-Западную железные дороги.
«Честно говоря, этот документ не терпелось издать с самого начала своей работы в министерстве, — признается Омелян на Facebook. — Ключом к проведению успешных реформ в Украине является безжалостная ликвидация всего, что было внесено для внушения мысли, что украинцы одной крови с ордой, что они неудачники и рабы, как москвичи. Я надеюсь, что руководство украинских железных дорог, морских портов и государственных предприятий сможет найти в себе мужество, чтобы положить конец воспоминаниям об оккупации Украины... Мы делаем то, что мы должны, потому что мы можем!»
«Поезд номер 1» у нас был на Москву, но должен быть на Европу»
«Я убежден, что проблема не в Путине. Даже когда паства КГБ уйдет от трона Московии, суть украинско-российских отношений не изменится. И эта сущность является действительно ужасной. Века нападений, грабежей и убийств. Царей, генеральных секретарей, президентов. Также, как в настоящее время мы не воспринимаем путинскую Россию, мы не воспринимаем и сказки про „братские“, „соседские“ отношения. Граница между Украиной и Россией не должна рассматриваться лишь как граница между двумя странами. Следует рассматривать ее как границу между цивилизацией на западе и варварами на востоке. Как это всегда было и будет очень долгое время», — продолжал делать программные заявления министр.
В эфире телеканала «Эспрессо» Владимир Омелян раскрывал перед соотечественниками радужные перспективы: «В течение последних десятилетий сложилось так, что „Поезд номер 1“ у нас был на Москву, но должен быть на Европу. И мы боремся за это».
«Поезд в никуда»: как Владимир Омелян поезда в Иран отправлял
38-летнее чудо по имени Владимир Омелян свалилось на украинцев из города Львова. Свою карьеру на государственной службе он начинал в 2000 году как «специалист второй категории отдела НАТО Управления евроатлантической интеграции Министерства иностранных дел Украины».
За свою карьеру, помимо МИДа, Омелян успел поработать в структурах целого ряда украинских министерств, таких, как Минэкономики, Минфин, Министерство охраны окружающей среды.
Пост министра инфраструктуры Владимир Омелян занял в апреле 2016 года, до этого в течение двух лет являясь заместителем главы ведомства.
В качестве главы ведомства уроженец Львова генерирует настолько гениальные проекты, что ему все завидуют и ставят палки в колеса.
Например, Омелян анонсировал запуск поезда из Украины в Иран через территории Грузии и Азербайджана. Пока министр расписывал перспективы выгодной продажи украинских овощей страждущим персам, на сцене внезапно появился глава «Украинских железных дорог» («Укрзализныця») Войцех Балчун. Поляк без обиняков заявил, что Омелян — человек некомпетентный и не понимает, о чем говорит.
По словам Балчуна, этот маршрут — «поезд в никуда», поскольку запустить его фактически невозможно. При этом для обсуждения возможности реализации такого проекта на переговорах с железнодорожниками Ирана представителей «Укрзализныци» также не приглашали. Все дело в том, что поезд сможет доехать только до города Астары в Азербайджане, так как дальше железная дорога... отсутствует. Расстояние до ближайшей иранской железнодорожной станции Рашт составляет 160 км. На постройку такого участка должно уйти не менее четырех лет.
Обиженный Омелян такого публичного позора Балчуну не простил, и тому пришлось оставить пост руководителя «Укрзализныци».
Вернувшись в Польшу, Войцех Балчун заявил в интервью: «С точки зрения опасений и рисков, которые я принял во внимание при поездке в Украину, могу сказать, что наибольший успех в том, что я выжил и вернулся». Отставник заметил, что проводить стратегические реформы было практически невозможно из-за влияния определенных групп, которые развернули против него черную пиар-кампанию. При этом он прямо указал на Владимира Омеляна как на человека, который всячески мешал ему работать.
«Нечего ездить в Россию»
А сам Омелян продолжал жечь украинским глаголом. В интервью агентству «РБК-Украина», говоря о возможности восстановления авиасообщения между РФ и Украиной, он связал его с территориальными притязаниями.
«Я думаю, что мы восстановим авиасообщение с Россией только после возвращения Крыма, востока Украины и, надеюсь, Кубани и других украинских территорий, которые были захвачены Россией в свое время», — заявил Омелян.
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев в ответ пообещал «отправить министру Омеляну партию учебников по истории и географии для восполнения пробела в знаниях».
Но инфраструктурный чиновник не унимался. В августе 2017 года он заявил, что украинцам нечего делать в России или в Донбассе. В интервью интернет-изданию «Обозреватель» министр напомнил, что Киев остановил железнодорожное пассажирское и грузовое сообщение с Крымом и Донбассом.
«Я считаю, что нечего туда ездить. Нечего ездить в Россию на самом деле, — сказал Омелян, добавив, что исключением могут быть только поездки к семье, у кого она там есть. — Если мы идем в Европу — мы должны идти в Европу».
Что касается темы остановки железнодорожного сообщения с Россией, то в мае 2017 года министр убеждал, что таких планов нет и украинским правительством данный вопрос не рассматривается. Но тут же признался, что сам он остановил бы всякое сообщение с Москвой немедленно.
Хочешь в Москву? Лучше езжай к Бандере!
Последний раз излюбленную тему Владимир Омелян поднял всего неделю назад. «Я исхожу из того, что нам незачем ездить в РФ... На данный момент есть поезда, которые ездят в Москву, и я надеюсь, что „Укрзализныця“ пересмотрит свою политику», — заявил чиновник агентству «РИА Новости Украина», заметив, что после прекращения авиасообщения между двумя странами «небо на голову не упало».
Омелян признал, что в России проживают члены семей украинских граждан. «Но опять же, пусть они приезжают в Украину, возвращаются в Украину... Мы будем вести разговор, безусловно, и с автобусными перевозчиками, которые организовывают много рейсов в ту сторону. Нам необходимо убедить украинских граждан, что в Россию ездить нечего», — подчеркнул он.
Когда 11 декабря 2017 года в РЖД заявили о полном переходе движения российских поездов по новой трассе в обход Украины, Омелян приветствовал это событие.
«Я такой шаг абсолютно приветствую, пусть ездят где угодно, кроме Украины. Никаких последствий нет, наоборот, снижается риск любых террористических актов», — заявил он в интервью телеканалу «112 Украина».
Вот только сами украинцы целей и задач министра инфраструктуры не разделяют. Пресс-секретарь Госпогранслужбы Украины Олег Слободян объявил, что по итогам 9 месяцев 2017 года в Россию официально выехали 5,7 млн украинцев: на 1,6 млн больше, чем 2016 году.
Владимира Омеляна это, однако, не пугает. Ради высокой цели борьбы с «варварами на востоке» можно перешагнуть и через интересы миллионов соотечественников.
Тем более что вместо России министр предоставляет достойную альтернативу. На своей странице в Facebook в октябре 2017 года Омелян анонсировал начало восстановления дороги к селу Старый Угринов Калушского района Ивано-Франковской области. Данный населенный пункт известен как место рождения идеолога украинского национализма Степана Бандеры.
«Для меня все это время особой всегда была дорога на Старый Угринов. Дорога к Бандере. Впервые посетил место, где родился великий Проводник, только в этом году, хотя знал о нем и видел много фотографий той части двора, которая чудом уцелела сквозь тяжелый ХХ век, с детства. Безумная энергетика, такое впечатление, что эта большая семья, которая была безжалостно уничтожена коммунистско-нацистским молохом, до сих пор живет там, вот сейчас выйдет из-за угла дома, причастит и благословит. Начинаем восстановление дороги к Бандере. Задача-минимум капитально восстановить 4 км, а если успеем, то все 8 км дороги к Старому Угринову. Мы должны помнить и быть со своими героями!» — написал он.