Так долго ожидаемые киевским режимом американские танки М1А1 Abrams наконец-то приближаются к территории Украины. Как минимум, прогревают двигатели в Германии. К слову, расход топлива «Абрамс» столь высок, что танкового бака хватает на 8 часов работы на холостом ходу. Озвучена очередная дата их прибытия — по данным издания Politico, это середина сентября.
Едут, едут не доедут
О прибытии танков «Абрамс» на Украину в сентябре нынешнего года тоже издание Politico сообщало еще в июле. Тогда шла речь о восьми танках из общей партии в 31 единицу, сейчас их численность увеличилась до десяти. М1А1 Abrams, которые доставили в Германию, проходят там ремонт, и, видимо, за два месяца «поставили на гусеницы» еще две машины.
Издание цитирует слова представителя армии США в Европе и Африке Мартина О’Доннелла, который заявил, что «США намерены ускорить поставку 31 танка Украине к осени». При этом назвать конкретные сроки он отказался. Отметил лишь, что 200 украинских военных уже завершили обучение управлению М1А1 Abrams на американских тренировочных базах в Германии. Опять же ничего не сказал о подготовке наводчиков-операторов, заряжающих, командиров машин, их слаженности в составе экипажа и тактической группы.
Можно предположить, что «Абрамсы» ждет повторение судьбы «Челленджеров» — поставленные Великобританией Украине 14 танков Challenger 2 так и не появились на поле боя. По причине их сбережения и отсутствия достаточного обучения в рядах украинских танкистов. Пока на российских минных полях рвутся, помимо самих танков ВСУ, Leopard 1 немецкого производства, которых, видимо, не так жалко из-за слабой брони и других характеристик. А вот М1А1 Abrams будут сберегать где-то в тыловых районах, чтобы направить тогда одним «бронированным кулаком» в решающее наступление. Да, «Леопардам» тоже предназначалась основная роль в контрнаступлении ВСУ, но пожгли этих «зверей» очень быстро.
С качеством подготовки в Германии украинских танкистов, которые проходят ускоренный курс, рассчитанный на 12 недель, тоже не все понятно. С учетом того, что их обучение должно закончиться в начале октября, учебную программу сократили еще на месяц. Танк, конечно, не истребитель F-16, для обучения пилотированию которым украинских пилотов в спешном порядке заставляют штудировать базовый английский, но и в М1А1 Abrams все инструкции и таблички явно не кириллицей прописаны. И разобраться в ходе боя, как нужно действовать, без подсказки инструктора будет проблематично.
«Пусть приедет — пристреляемся»
«Мы уже видели на примере немецких „Леопардов“, что нашим противотанкистам на чем-то надо тренироваться, — рассказал aif.ru военный аналитик генерал-лейтенант Анатолий Хрулев. — То же самое будет и с американскими „Абрамсами“. К ним тоже нужно пристреляться, посмотреть, с какой позиции лучше бить, в какой борт, с какой дистанции.
Опыт уничтожения есть и в Сирии, не нашими, правда, военными, но нашими вооружениями. Его, безусловно, будут учитывать наши танкисты, артиллеристы и вертолетчики. Пехота тоже располагает широким набором противотанковых ракетных средств. В общем, пусть приезжает „Абрамс“, если доедет до передовой со своей большой массой и слабой проходимостью по пересеченной местности. Его прибытие как раз придется на осеннюю распутицу в донбасском черноземе, а там и снег ляжет. Скорее всего, „американца“ будут прятать до следующего года».
Abrams в модификации М1А1 весит 57 тонн. При наличии мощных двигателей (в среднем 1200-1500 л. с.), которые позволяют разгонять танк до 60-70 км/ч по шоссе, на пересеченной местности не обладают особой проходимостью и уж тем более дальностью передвижения. «Абрамсы» к передовой доставляют на автомобильных платформах. Из-за уязвимостей в местах разгрузки танкам придется «спешиваться» на значительном удалении от участков наступления на передовой. И их передвижение будет отслеживаться штурмовиками и вертолетами, экипажи которых имеют хороший опыт уничтожения танков и БМП иностранного производства с применением ПТРК.