События современности очень часто своими корнями уходят в прошлое. Политический кризис, разразившийся в Белоруссии, имеет прямое отношение к периоду, когда часть белорусских земель входила в состав Польши.
МИД в ярости
Ни для никого не секрет, что официальная Варшава открыто поддерживает любую критику Белоруссии, вот только делается это отнюдь не из абстрактной любви к «демократии», о чем периодических заявляют польские политики. Официальные круги этой страны мечтают о «Великой Польше от моря до моря», построить которую страстно желал почитаемый в Варшаве Юзеф Пилсудский. Новость о том, что Белоруссия будет отмечать новый национальный праздник — День народного единства — вызвала в Польше нескрываемое раздражение.
«Мы все граждане одной Речи Посполитой»
Вот ведь какой интересный поворот: оказывается, объединение белорусского народа в составе Белорусской ССР является «неправильными корнями». То есть, единство белорусов и русских в одном государстве — это не итог исторического развития, а нечто искусственное.
А что же настоящее? Об этом рассказал президент Польши Анджей Дуда, выступая в белорусском лицее, расположенном в польском городе Бяла-Поляска: «К сожалению, проводится много акций, которые направлены на то, чтобы поссорить наши общества, чтобы перессорить наши народы, но я хочу, чтобы мы не допустили этого, потому что мы все граждане одной Речи Посполитой. Ищутся различные возможности, чтобы вызвать конфликт, например, на исторической теме. Я считаю, что важной задачей Президента Республики Польша является не допустить этого и, прежде всего, быть здесь, проявлять единство, проявлять сообщество, проявлять уважение».
Кого, собственно, Дуда называл «гражданами одной Речи Посполитой»? Проживающих в Польше белорусов? Или вообще всех жителей Белоруссии?
Обозреватель портала «Беларусь сегодня» Андрей Муковозчик написал по этому поводу: «Иначе говоря, пан Анджей и те, кто его поддерживает, все еще мечтают о Polska od morza do morza. Где и белорусы, и литовцы, и евреи, и татары, и много кто еще снова начнут плясать под польскую дуду… Дуда торопится заклеймить ближайших соседей «гражданами Речи Посполитой», предъявляя будто бы права нынешнего польского истеблишмента… а на что? Давайте задумаемся. На Виленский край? На половину Беларуси? На Галицию, Волынь и Львув? „Адзiную супольнасць, мы разам грамадзяне адной Рэчы Паспалiтай“».
«Белорусское население подлежит полонизации»
Период пребывания Западной Белоруссии в составе Польши в 1918-1939-х гг. это, мягко говоря, не самая счастливая страница в истории белорусского народа.
К примеру, в докладной записке белостокского воеводы Осташевского говорилось прямо: «Рано или поздно белорусское население подлежит полонизации. Они представляют из себя пассивную массу, без широкого народного сознания, без собственных государственных традиций. Желая этот процесс ускорить, мы должны одолеть древнюю белорусскую культуру».
Вот еще прекрасная цитата из польских документов: «Выражаясь кратко, наше отношение к белорусам может быть сформулировано так: мы желаем одного и настойчиво требуем, чтобы это национальное меньшинство думало по-польски. Ничего взамен не давать и ничего не делать в ином направлении».
Специальный декрет президента Польши о политике в отношении православия, подписанный в 1938 году, ставил задачу «последовательно привести к нивелированию русского влияния в православной церкви и тем самым ускорить процесс ополячивания среди так называемых белорусов».
К сентябрю 1939 года в Западной Белоруссии из 400 школ с преподаванием белорусского языка, существовавших до польской оккупации, не осталось ни одной, а более двух третей православных храмов превратили в католические костелы.
Почти половина белорусов, попавших под власть Польши, к концу 1930-х годов были неграмотными, а во всех высших учебных заведениях страны не насчитывалось и 200 студентов-белорусов.
«Вырывали языки, ломали конечности, рубили на мелкие части»
Разумеется, ни о чем таком современная Польша ни рассказывает, как и о кровавом подавлении белорусского восстания в Скиделе в сентябре 1939 года. В течение двух дней революционный комитет в городе Скиделе вел бои с польскими подразделениями. 19 сентября из Гродно в Скидель на подавление восстания был направлен эскадрон польских улан при поддержке пехоты.
Каратели, захватившие город, учинили чудовищную расправу. В отчете заместителя прокурора Белорусской ССР Гинцбурга по итогам расследования событий в Скиделе говорилось: «Во время подавления восстания карателями были зверски убиты 29 партизан, причем сам факт убийства сопровождался беспримерными издевательствами. В частности, партизанам выкалывали глаза, вскрывали жилы, вырывали языки, ломали конечности, рубили на мелкие части. Так, например, был зверски замучен один из руководителей восстания комсомолец Почимок Лазар и др. При зверской расправе с партизаном Коток (вырвали язык, выкололи глаза и рубили по частям) каратели под угрозой смерти заставили жену последнего быть очевидцем этой расправы. Около 200 человек было положено карателями лицом вниз на землю. Причем лежавших заставляли ее целовать, заявляя: „Целуйте жиды, коммунисты польскую землю, она никогда не будет вашей“. Били оружием по голове и топтали ногами. Дома, в которых проживали восставшие, каратели обливали керосином и поджигали, также бросая в направлении окон и дверей гранаты».
Беснующихся польских карателей остановило только появление частей Красной Армии. Согласитесь, весьма теплое отношение к жителям «одной Речи Посполитой».
Польша потратила миллионы, чтобы перекодировать сознание белорусов
Обо всем этом в СССР писали довольно ограничено, поскольку послевоенная Польша превратилась в союзника. А после развала Советского Союза власти независимой Белоруссии и вовсе решили не вспоминать старое «европейским соседям».
Хуже того, со временем часть белорусской элиты стала использовать польский миф об идиллии Речи Посполитой в качестве противовеса сближению с Россией. Тем более Польша охотно финансировала различные совместные образовательные и культурные программы, вбивая в головы молодым белорусам истории о «вечном братстве Речи Посполитой».
И когда в ходе протестов 2020 года в Гродно и Бресте стали поднимать флаги Польши, стало ясно, что вложения Варшавы не пропали даром. Кажется, только после этого в Минске стали понимать, насколько далеко все зашло.
Если посмотреть на польские документы 1930-х и сравнить их со современными культурными программами, то окажется, что в них много общего. Главное — заменить реальную историю мифом. Но память народа объединяет память многих поколений. Ее так просто не стереть.