Собственно, и самих американских истребителей F-16 на Украине нет в количестве даже одной эскадрильи, один странно грохнулся, с лучшим пилотом воздушных сил Украины, частично их уничтожили на аэродромах. А вот с украинскими пилотами для F-16 совсем плохо, в США признают, что их не хватает. Программа подготовки лётчиков для управления американскими истребителями столкнулась с дефицитом опытных специалистов. Учить, похоже, будут где-то неподалеку — в Румынии, например.
Румыния подготовила трёх пилотов
Проблема подготовки украинских пилотов, способных управлять истребителями F-16, возникает уже не в первый раз. Они вроде бы есть, но из-за ускоренных курсов обучения не могут считаться профессиональными пилотами. В течение прошлого года ВВС США и страны-союзницы обучали небольшое количество украинских пилотов на трех аэродромах на авиационных базах «Моррис» в Аризоне, датской авиабазе «Скридструп» и румынском учебном центре в Фетешти. Подготовленные там 11 украинских летчиков уже вернулись на Украину.
Бухарестский «след в небе» для украинских пилотов F-16 заметен уже давно. А вот сейчас в Румынии одобрили финансирование подготовки украинских лётчиков на американских истребителях, которая будет проводиться на 86-й авиабазе в Фетешти. Именно здесь базируется 53-я эскадрилья румынских ВВС на истребителях F-16. За минувшее время здесь подготовили всего трёх украинских пилотов, способных управлять американскими F-16. Что не удивительно, ведь они проходили большей частью теоретическую подготовку и к самим самолётам их близко не подпускали.
Теоретически обучение украинских пилотов, готовых управлять американскими истребителями F-16 и F-15, должно было уже завершиться. Палата представителей Конгресса США одобрила выделение 100 миллионов долларов на эту программу ещё 16 июля 2022 года. Тогда республиканец Адам Кинзингер, в прошлом подполковник ВВС Национальной гвардии и пилот самолёта КС-135, сообщил, что тренировки украинских военных лётчиков будут проходить на базе ВВС США в Миссисипи, а также в Техасе. Срок обучения, по его словам, составит три месяца.
Речь тогда шла лишь о подготовке украинских лётчиков для освоения американских истребителей, сами F-16 и F-15 к поставке Киеву не рассматривались. Собственно, ничего не изменилось — ни подготовленных пилотов, ни самих истребителей на Украине в заявленных количествах пока не видно.
Главное — прокричать «хэлп ми»
По данным The Wall Street Journal, воздушные силы Украины испытывают нехватку пилотов, обладающих достаточным знанием английского языка, что затрудняет их обучение. Поэтому, мол, их решили заменить молодыми курсантами. Эта рокировка может отсрочить появление у Украины полноценной эскадрильи на несколько месяцев, вероятно, до лета 2025 года. Предполагается, что молодые летчики будут лучше адаптироваться к западным методикам обучения.
«Подготовка боевых лётчиков в самих ВВС США на базовой основе занимает как минимум два года, после чего они ещё несколько лет доучиваются в действующих эскадрильях, — рассказал aif.ru военный эксперт Владислав Шурыгин. — И украинский юнец со знанием английского языка никак не освоит сложную лётную технику за несколько месяцев. Это бред сивой кобылы. По крайней мере, те из “стариков”, что служили ранее, хотя бы МиГ-29 и Су-27 умели управлять и пересесть на F-16 им было бы проще, даже со знанием “мовы”».
Подготовить профессионального лётчика — это не скороспелый пирожок испечь. Вспомним советский кинофильм «В бой идут одни старики», где молодых летчиков натаскивали даже в условиях военных действий и сразу не пускали их в бой. Молодой украинский пилот получает сейчас только навык «взлет-посадка», а как вести себя в небе, он не представляет. И его вопли на английском типа «хэлп ми» на земле никто не поймёт. Подготовка украинских ВВС, которую оптимистично оценивают в период до лета 2025 года, является банальной фикцией. Впрочем, нам это только на руку, вражеских самолётов в ближайшее время не будет».
Как отмечается, полноценная эскадрилья F-16 представляет собой 20 самолётов и 40 лётчиков. Подготовить такое количество пилотов, с учётом того, что ставка сделана на «желторотых юнцов», — задача, рассчитанная на несколько лет, а не месяцев. И те, кого пришлют «ускоренным выпуском», вряд ли смогут профессионально управлять американскими истребителями. А главное, использовать американскую тактику воздушного применения F-16, которая предполагает коллективные действия с активным использованием самолётов.