Принятие 21 сентября президентом России Владимиром Путиным решения по частичной военной мобилизации еще раз подтвердило факт вступления нашей страны в фазу навязанного нам извне острого конфликтного противостояния с США и НАТО, а также интенсификации в этой связи процесса формирования новой архитектуры мирового порядка.
Курсом на суверенизацию
На новом этапе позитивную базу политической активности России формируют в первую очередь факторы, наглядно продемонстрированные реальным ходом событий, — высокий уровень военно-технических возможностей российской армии, позволяющих гарантированно обеспечивать военную и стратегическую безопасность, существенное повышение авторитета страны и ее прочное закрепление на позициях одной из ведущих мировых сверхдержав.
Нашим государством была подтверждена способность успешно противостоять нелегитимным попыткам экономического и финансового шантажа со стороны коллективного Запада, эффективность внутренней социально-экономической политики, последовательно проводимый курс на суверенизацию экономического и научно-технологического развития, отсутствие видимых успехов в усилиях по расширению антироссийской коалиции и политике «отмены» России в мире.
Зоны особого внимания
В то же время ожидаемый успех операции на Украине с высокой степенью вероятности приведет в обозримой перспективе к периоду «затишья и стабилизации». Процессы формирования контуров новой архитектуры мирового порядка, с одной стороны, и с другой — нарастающие усилия антироссийской коалиции по изоляции России, попытки нанести нашей стране стратегическое поражение, а также создание по периферии российских границ очагов нестабильности — будут развиваться параллельно.
В обозримой перспективе наиболее вероятными площадками для реализации усилий США и НАТО по созданию новых зон напряженности по российским границам могут стать Молдова и Грузия. Можно прогнозировать, что в российской арктической зоне будет также существенно нарастать конфликтный потенциал.
Приоритетное значение для России сохранит зона постсоветских государств, в первую очередь участниц СНГ. В двустороннем формате нарастающие усилия и повышенное внимание потребуют Белоруссия, Казахстан, Азербайджан и Армения. Наряду с возрастающим политическим весом и авторитетом России в качестве наиболее эффективных инструментов уплотнения отношений с этими государствами будут играть совместные проекты, обеспечивающие поддержание политической стабильности в регионе, а также энергетической и продовольственной безопасности.
Целесообразным представляется здесь и расширение программ культурного взаимодействия, значительного расширения квот подготовки национальных специалистов в российских вузах. Существенной активизации и большей ориентации на достижение заданного результата будет требовать работа по поддержке и обеспечению интересов российских соотечественников, а также по распространению русского языка. Дипломатическая академия МИД России ведет активную работу по приему и обучению иностранных студентов на основе российских образовательных стандартов, переподготовке и повышению квалификации зарубежных дипломатов; пилотно подготовлено уже более 100 уроков русского языка, которые планируется активно распространять в мире.
С кем сотрудничать?
По-прежнему важнейшими будут оставаться направления упрочения связей и наращивания сотрудничества с Китаем и Индией, как в рамках РИК, так и на двусторонней основе. Подтверждение нашей страной высокой устойчивости к жесткому массированному давлению, с одной стороны, и неуклюжая недальновидная политика участников стран «антироссийской коалиции», — с другой, объективно формируют позитивный фон для развития с Пекином и Дели различных проектов и программ взаимовыгодного экономического, в том числе энергетического, а также научного и технологического сотрудничества, расширения ВТС.
Большой потенциал сохраняет взаимодействие с этими странами в программах освоения российской Арктики и Северного морского пути. Очевидно, будет повышаться взаимная заинтересованность в разработке и координации действий в таких областях, как поддержание стабильности и обеспечение безопасности в мире при ведущей роли ООН, создание новой инфраструктуры регулирования мировой торговли, развитие принципиально новых валютно-финансовых систем в альтернативу Бреттон-Вудской.
Стремительно меняющаяся природа мирового устройства несет в себе ожидание более справедливого правопорядка на основе баланса интересов всех участников, неделимой безопасности и стратегической стабильности — как основы нарождающегося многополярного мира.