Ночная террористическая атака дронов киевского режима по территории России 30 августа стала одной из самых массированных за последнее время. Только в налете на аэропорт города Пскова участвовало около 20 беспилотников, здесь и повреждения оказались наиболее значительными — повреждено четыре самолета Ил-76, два из которых загорелись. Остальные атаки с воздуха в Московской, Рязанской (дважды), Калужской, Брянской, Орловской областях были отражены дежурными средствами ПВО. Морские беспилотники пытались прорваться в районе Севастопольской бухты.
Удар по «крыльям» псковских десантников
Международный аэропорт города Пскова имени княгини Ольги, известный еще в народе как «Кресты», который находится в 8 километрах от центра города, минувшей ночью озарился заревами пламени. Сразу стало известно, что это результат атаки украинских дронов-камикадзе, которые попали по территории вокруг взлетно-посадочной полосы. Там расположено нефтехранилище и базируется часть самолетов Ил-76 334-го военно-транспортного полка 61-й Воздушной армии.
Об отражении воздушной атаки дронов свидетельствовали пулеметная стрельба и ракетные пуски ЗРПК «Панцирь С1». Тем не менее часть беспилотников либо их обломки упали в районе нефтехранилища и по местам стоянок военных самолетов. Аэродром города Пскова хотя и является международным, но находится в совместном пользовании с Минобороны РФ. 76-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия ВДВ частично использует здесь самолеты ВТА для подъема при совершении парашютных прыжков.
Сама псковская десантная дивизия на этом аэродроме не базируется, ее части находятся как в самом Пскове, так и за пределами города. И, скажем, учебный центр дивизии находится в городе Остров в Псковской области, там же имеется оборудованный аэродром. Также летчики в качестве запасной площадки могут использовать военный аэродром «Кречевицы» под Великим Новгородом.
В псковских «Крестах» из авиации ВКС России находятся только военно-транспортные Ил-76. В специальной военной операции их экипажи участвуют опосредованно — доставляют необходимые грузы в те районы юга России, которые не закрыты для пролета авиации. Летают по всей стране и за ее пределы, где исключено применение ПВО противника. Но пострадали сейчас на своем «домашнем» аэродроме — на земле.
Турецкая версия
Атака дронов-камикадзе на аэропорт Пскова стала самой массированной и, увы, частично результативной — два самолета, похоже, восстановлению не подлежат. Вопрос невольный — почему в других шести регионах России украинские БПЛА были успешно ликвидированы в воздухе, а Пскову, несмотря на отсутствие жертв и серьезных разрушений на земле, досталось в большей степени?
Ответ оперативно нашли турецкие СМИ. По их предположению, атака украинскими дронами была произведена с территории Эстонии или Латвии из-за небольшого расстояния между ними и Псковской областью. Там, действительно, расстояние от Таллина до Пскова всего 270 километров по прямой. Соответственно, и подлетное время гораздо короче.
Красивая версия. Но очень провокационная и опасная. Если территорию России атаковали со стороны Прибалтики, то Москва вправе послать Риге и Таллину «ответ». А там этого очень опасаются, несмотря даже на членство в НАТО.
Что касается расстояний, то наиболее используемый Украиной в террористических атаках на российскую территорию — это БПЛА «Бобер», так называют украинский Beaver, он же UJ-22 Airborne, тоже украинского производства. Дальность их полета составляет до тысячи километров. Его взлетная масса составляет 86 килограмм, беспилотник оснащен двухтактным бензиновым двигателем, позволяющим развивать скорость до 180 км/ч (крейсерская 120 км/ч). Продолжительность полета составляет более 8 часов, что дает «билет в один конец» до 800 километров. Боевая нагрузка — две подвешенные мины 82-мм калибра либо несколько реактивных противотанковых гранат РПГ-7.
Несмотря на свою небольшую скорость и при относительно малых размерах (длина 3,3 метра, размах крыльев — 4,6), благодаря малозаметности «Бобер» до Пскова мог долететь из районов Чернигова или Киева — расстояние позволяет.
Нужна многоэшелонированная оборона
При атаке на аэропорт Пскова террористические украинские беспилотники получили некоторое преимущество за счет массовости при налете — двадцать дронов в небе смогли пробить систему ПВО. Опять же для них были отработаны маршруты наиболее безопасного пролета, в обход РЛС и зенитных комплексов. И западные партнеры Украины поделились с украинскими операторами своими разведданными на этот счет.
«У нас есть определенные проблемы в организации эффективности противовоздушной обороны, — рассказал aif.ru военный эксперт Владислав Шурыгин. — Они сейчас решаются, в первую очередь за счет реформы, в ходе которой войсковые средства ПВО переведены из Сухопутных войск в подчинение командования ВКС. Это означает, что будет централизованная система, действующая в автоматическом режиме, когда любая цель, неважно — крупная или мелкая, будет гарантированно уничтожаться всеми доступными средствами. Речь в данном случае идет о многоэшелонированной обороне, когда первая линия ПВО цели либо сбивает, либо засекает и передает эти данные для других систем».