Примерное время чтения: 6 минут
3588

«Мрия» на лопате. Почему Украина не построит новый Ан-225?

Самолет Ан-225 «Мрия» с космическим кораблем «Буран» на внешней подвеске, 1989 г.
Самолет Ан-225 «Мрия» с космическим кораблем «Буран» на внешней подвеске, 1989 г. / Игорь Костин / РИА Новости

Главная примета Украины после «Евромайдана» — полное отключение признаков какого бы то ни было критического мышления. На этом фоне гражданам Незалежной можно скормить что угодно — начиная с Черного моря, выкопанного древними украми, и заканчивая Крымским мостом, который фейк, но который при этом можно взорвать.

«Работы ведутся в секретном месте»

Очередным кормлением соотечественников с лопаты занялось ГП «Антонов» — структура, оставшаяся на месте некогда легендарного авиационного КБ Антонова.

Немецкое издание Bild со ссылкой на главу ГП «Антонов» Евгения Гаврилова сообщило о начала строительства нового самолета-гиганта Ан-225 «Мрия»: «Работы ведутся в секретном месте. Второй Ан-225 будет обеспечен как новыми деталями, так и частями пострадавшего самолета».

При этом Гаврилов заявил, что стоимость проекта оценивается в 500 миллионов евро. Это сильно разнится с оценкой концерна «Укроборонпром», который говорил о 3 млрд долларов.

В ГП «Антонов» заявили, что новый самолет готов на 30%, что привело украинских патриотов в бурный восторг.

Однако в самом «Антонове» уже на следующий день пояснили, что все не совсем так: «В настоящее время начались конструкторские работы в этом направлении. По имеющейся экспертной оценке, в настоящее время имеется около 30% комплектующих, которые можно использовать для второго образца самолета. Стоимость постройки самолета оценивается по меньшей мере в 500 млн евро. Однако о конкретной сумме пока говорить рано... Более подробная информация будет распространена после победы Украины».

Наверное, яснее было бы только сказать «после дождичка в четверг».

Носитель для советского «Бурана»

В 2021 году украинский президент Зеленский провел пресс-конференцию, посвященную двум годам своего правления. Прошла она в авиационном ангаре, где стоял единственный летающий экземпляр Ан-225, а в углу сиротливо лежал остов корпуса еще одной машины. Заложенная в советские времена вторая «Мрия» не была достроена. Это и есть те самые 30%, про которые взялся вещать Гаврилов.

Тут надо снова вспомнить о том, что такое самолет Ан-225 и для каких целей он строился.

Решение о развертывании работ по строительству Ан-225 было принято Политбюро ЦК КПСС в 1985 году. Новый самолет строился для узкой задачи — транспортировки космического корабля многоразового использования «Буран». «Мрия» должна была возить космический самолет, установленный на нее сверху.

Строить Ан-225 решили на базе «старшего брата» — тяжелого грузового самолета Ан-124 «Руслан». Благодаря этому «Мрия» получила возможность возить габаритные грузы не только снаружи, но и внутри грузового отсека.

Руководителем проекта Ан-225 был конструктор Виктор Толмачев, ранее также работавший над Ан-124 «Руслан».

На строительство Ан-225 были мобилизованы силы предприятий со всего Советского Союза. Узлы и детали самолета делали в Ульяновске, части крыльев — в Ташкенте, пилотажное оборудование — в Москве, шасси — в Нижнем Новгороде, двигатели построили в Запорожье, а сборку и все последующие работы проводили в Киеве.

Таким образом, «Мрия» стала не украинской, а самой настоящей советской мечтой, которая была бы невозможна без кооперации и труда сотен тысяч людей в разных уголках страны.

Первый свой полет Ан-225 совершил 21 декабря 1988 года. Но к тому времени, когда «Мрия» была готова, программу «Буран» уже начали сворачивать. Ан-225 успел свозить «Буран» на Парижский авиасалон в мае 1989 года, совершить несколько показательных полетов на Байконуре в апреле 1991 года.

«Грузовик» из Книги Гиннесса

После распада СССР «Мрия» досталась Украине, но в Киеве решительно не понимали, что, собственно, делать с гигантом с максимальной взлетной массой в 640 тонн и размахом крыльев 88,4 метра.

Единственный построенный экземпляр Ан-225 с 1994 года вообще перестал летать, с него сняли двигатели.

Но в начале 2000-х на Украине решили, что «Мрию» можно использовать в коммерческих целях. Получив лицензию в 2001 году, Ан-225 начал выполнять заказы по доставке сверхтяжелых и габаритных грузов.

В августе 2009 года самолет был занесен в Книгу рекордов Гиннесса за перевозку самого большого в истории авиации моногруза общим весом в 187,6 тонны. Это был генератор весом в 174 тонны, который транспортировался вместе со специальной рамой из немецкого Франкфурта в Ереван для новой армянской электростанции.

Так самолет, созданный для космической программы СССР, был превращен в «грузовик» для габаритных перевозок.

Однако рынок заказов, подвластных исключительно «Мрии», был весьма узок, из-за чего она годами стояла без полетов.

России не нужно, Китаю не нужно

В 2011 году председатель совета директоров ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев выражал готовность достроить вторую «Мрию» для нужд Министерства обороны России.

«У нас лежит вторая “Мрия”. Министр Сердюков во время посещения киевского авиазавода заинтересовался этим. Спросил, можно ли доделать. Мы можем доделать, если будет заказчик», — говорил Богуслаев в интервью «Интерфаксу».

Интереса в России, однако, не проявили — слишком уж специфический лайнер. К слову, тогда готовность второго экземпляра украинской стороной оценивалась в 70%, сейчас — в 30. Куда делись 40 процентов «Мрии»?

В августе 2016 года китайская компания Aerospace Industry Corporation of China (AICC) и украинское госпредприятие «Антонов» подписали соглашение о намерениях, которое предусматривало достройку и модернизацию второго экземпляра Ан-225 с последующей передачей его Китаю, вместе с документацией и чертежами.

В конце 2017 года китайские СМИ заявили, что Пекин потерял интерес к «Мрии» ввиду того, что большинство аэропортов в мире неспособны принимать летательные аппараты такой массы и габаритов. Злые языки утверждали, что китайцы, получив на руки все секреты Ан-225, сочли, что более по этому вопросу иметь дело с Украиной нет смысла. Просто новые транспортные самолеты Китая будут строиться с учетом советских наработок.

Умерла — значит умерла

Что до единственного летающего Ан-225, то он в последние годы был занят миссиями вроде перевозки защитных масок и тому подобных грузов. Такие полеты более были направлены на пиар Украины, нежели на выполнение серьезных задач.

В феврале 2022 во время боев за аэродром Гостомель Ан-225 был уничтожен украинской артиллерией. После ухода российских войск из-под Киева обломки «Мрии» на время превратили в аттракцион для политиков. Там, к примеру, устраивала свою фотосессию первая леди Незалежной.

Подведем итог: Ан-225 был советским наследием, которого нынешняя Украина совершенно недостойна. Самолет, построенный некогда большой страной ради космоса, был превращен фанатами Бандеры и Шухевича в инструмент показухи возможностей, которых на самом деле нет.

Страна, сегодня полностью живущая на деньги США и ЕС, воюющая иностранным оружием, неспособна построить с нуля даже «кукурузник». Какая уж там «Мечта»?

Но тем, кто уже привык питаться с лопаты Владимира Зеленского, сойдет и такая перемога.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах