Лишится ли Украина финансовой помощи МВФ после введения военного положения?
Рада Украины по инициативе президента Петра Порошенко обсуждает введение военного положения на 60 дней (с возможной пролонгацией). Пока что в полную боевую готовность приведены Вооруженные силы и Служба безопасности страны.
Напомним, что в самый разгар конфликта на Донбассе Международный валютный фонд (МВФ) свернул программу кредитования Киева – stand by (по ней Украина успела получить лишь 4,6 миллиарда долларов вместо планируемых 17 миллиардов). А что будет с отношениями Украины и МВФ после введения в стране военного положения?
Этот вопрос АиФ.ru задал экономисту Александру Дудчаку:
«Вовсе не обязательно, что введение военного положения повлияет на получение Украиной очередного транша от Международного валютного фонда. И дело не в том, что нарушать свои правила для МВФ уже стало нормой. МВФ не нарушит свои нормы и правила, если продолжит сотрудничество с Украиной, даже после введения военного положения, тем более что оно будет введено, скорее всего, на очень ограниченной части Украины. У Фонда просто нет формальных юридических запретов, препятствующих продолжению сотрудничества в условиях военного положения. И в своей истории МВФ уже сотрудничал с рядом стран, на территории которых разворачивались военные конфликты различной активности».
Зачем Киеву военное положение?
По мнению Александра Дудчака, что бы ни говорили украинские власти, что провокация Военно-морских сил Украины у Керченского моста не имеет никакого отношения к президентским выборам, очевидно, что Киев репетирует сценарии, которые позволят избежать на выборах нежелательного результата для Петра Порошенко.
«Те, кто планировал провокацию, знали, как будут действовать российские пограничники, иначе они действовать и не могли. До того, корабли ВМС Украины проходили Керченский мост, в соответствии с действующими нормами и правилами, в рамках международного морского права. В этот раз была нарушена государственная граница России, о чем не могли не знать и в Киеве, и командиры украинских экипажей военных катеров-нарушителей.
Заодно, проверили и реакцию российских пограничников – готовы ли действовать решительно, или провокации можно продолжать в более наглой форме. Результат получили вполне ожидаемый, особенно после заявлений и призывов некоторых киевских политиков к совершению террористических актов с целью вывода из строя Керченского моста. Однако украинские и западные СМИ будут, также ожидаемо обвинять Россию в «нападении на мирных нарушителей границ», в нарушении международного права», – рассуждает эксперт.
Эксперт недоумевает, почему Россию называют «агрессором», ведь российские военные корабли не нарушали чужих границ. И на запрос украинской стороны в диспетчерский пункт Керчи о проходе через Керченский пролив получили стандартное предложение ожидать в соответствующей зоне своей очереди в лоцманской поддержке. Однако в этот раз решили проигнорировать установленные правила прохода и сознательно пошли на провокацию, не реагируя на требования российских пограничников.
Получается, что Украина вводит военное положение из-за инцидента, организованного самой Украиной.
«Вряд ли это «военное положение» будет отвечать представлениям большинства граждан. Из анонсированных действий киевской власти, видно, что, скорее всего, оно будет введено в отдельных районах восточных и юго-восточных областей. Что поможет исключить ту часть электората, которая на президентских выборах явно будет голосовать против действующей власти. Пока «военное положение» введут на 60 дней – максимальный срок, допускаемый законодательством, но он вполне может быть продлен после истечения этих 60 дней. Ограничения коснутся, вероятнее всего, деятельности политических партий, СМИ, но ни в коем случае не деятельности банков. Передвижение граждан частично ограничат, можно ожидать провокаций по отношению к гражданам Российской Федерации, оказавшимся в это время на территории Украины», – резюмирует Дудчак.