Легендарный автомобиль производства Запорожского автомобиля ЗАЗ-965, известный в народе с советских времён как «Горбатый» или ЗАЗ-968 (он же «Ушастый» или «Чебурашка») на Украине на дорогах встретишь сейчас крайне редко. Да и более современная «Таврия» превратилась в разряд «раритетов» — украинский автопром отечественные автомобили не выпускает. В лучшем случае пылятся они в сельских гаражах или в коллекциях автолюбителей. Сейчас эти «коробчонки для лягушонки» стали пользоваться спросом. Потому как «мобилизация» автомобилей на Украине не предполагает наличие у одного человека двух автомобилей. Проще от «Горбатого» избавиться, чем от дорогого «Мерседеса».
ВСУ нуждаются во внедорожниках
Слова Остапа Бендера о том, что «автомобиль не роскошь, а средство передвижения», киевские власти перефразировали: «Два автомобиля — это роскошь». Поэтому владелец двух и более транспортных средств на Украине должен оставить себе лишь одно из них. «Излишки» должны пойти на нужды армии. Сначала украинские власти решили аннулировать водительские права уклонистов, а теперь будут отбирать автомобили у всех. Неважно, какого она года и класса, свой или служебный, легковушка или грузовик.
Официально о такой «экспроприации» не объявлено, но вот в краткой версии законопроекта, которую разместил в своем канале нардеп Алексей Гончаренко (внесен в РФ в перечень террористов и экстремистов) появилась ссылка, что в случае наличия у гражданина Украины нескольких транспортных средств, одно из них могут мобилизовать в пользу ВСУ. К слову, в декларации Гончаренко не указаны автомобили, но есть гараж, из которого в 2018 году украли три велосипеда. Про двух сыновей и супругу, у которой «на кармане» обнаружили полмиллиона долларов наличными, он не упоминает. В общем, подстраховался нардеп основательно, потому с такой лёгкостью науськивает на изъятие у сограждан частной собственности.
Сомневаться в планах киевского режима по изъятию «лишних» автомобилей не приходится. Подобное происходило ещё в самом начале СВО, когда силовики просто высаживали водителя и пассажиров со словами: «На нужды армии». Армия, похоже, нуждалась исключительно во внедорожниках иностранного производства. Потом, бывало, что и отдавали автотранспорт, который требовал дорогого восстановления.
Сейчас член комитета Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Федор Вениславский утверждает, что процесс изъятия транспортных средств для нужд ВСУ, включенный в законопроект о мобилизации, не нарушает Конституцию Украины. По его словам, «допускается ограничение прав, свобод человека и гражданина». Ничего нет в этих словах удивительного для страны, в которой права и свободы находятся под большим вопросом.
«Не лепи горбатого про „Горбатого“»
В качестве «пилюли» уточняется, что если транспортное средство — единственный источник обеспечения человека, то оно не может быть изъято. Мол, под «мобилизацию» попадают только те авто, которых у владельца больше одного.
Уловка украинских автомобилистов с покупкой изрядно подержанной машины, которую не особо жалко отдать как «излишек», не особо сработает. Сотрудники ТЦК со словами: «Не лепи нам горбатого» «Горбатого» как раз не заберут, а остановятся на том авто, которое «может быть приспособлено для нужд ВСУ». Понятно, что это разного рода грузовики и микроавтобусы, но и любой внедорожник, пусть даже это слабенький «паркетник», тоже сойдёт — офицерам спину на передовую возить.
Примечательно, что с 2022 года на Украине, жалующейся на свои беды, резко, на 60%, возросли продажи новых автомобилей, в том числе с формулой 4×4. Так что у сотрудников ТЦК образовался очень неплохой выбор. Так что военкомы и для своих нужд, связанных с поимкой мобилизованных, обновят автопарк.
И ведь в стогу сена автомобиль не спрячешь, коль он стоит на учёте. Остаётся только переоформить на родственников, какую-нибудь бабушку в Житомирской области. Если успеют. Данные в местной автоинспекции уже наверняка есть на руках военкомов.