Примерное время чтения: 6 минут
16941

Клоуны остались. Корпорация «Антонов» предложила Трампу свой самолет

Дональд Трамп.
Дональд Трамп. Reuters

«Лучше рассмотреть самолёт Антонов»

Украинское авиапредприятие «Антонов» готово построить «борт номер один» для нового президента США Дональда Трампа. Такое сообщение появилось в Twitter предприятия.

«Может, лучше рассмотреть самолёт Антонов в качестве борта номер один», — написано на странице «Антонова».

Данный твит появился после сообщения о недовольстве Трампа ценой на новый президентский лайнер, который строит корпорация «Боинг».

«Boeing строит новый 747 для будущих президентов, но затраты вышли из-под контроля, больше $4 млрд. Отмените заказ!» — написал Дональд Трамп в Twitter.

Ответный твит «Антонова» можно было расценить как проявление высоких амбиций, если бы не было известно о реальном положении компании. А оно на фоне предложения в адрес Трампа точнее всего определяется формулировкой «Цирк уехал, клоуны остались».

Самолётов нет, продаём советские технологии

Некогда могучее детище авиаконструктора Олега Антонова переживало нелёгкие времена, как и вся постосоветская авиаотрасль. Но то, что началось после «Евромайдана», иначе как катастрофой назвать нельзя. Разрыв связей с Россией по политическим мотивам привёл к фактической остановке производства.

В январе 2016 года вышло постановление, согласно которому самостоятельное существование авиаконцерна «Антонов» было прекращено. Три предприятия, которые составляли концерн, в течение 2015 года были переданы госконцерну «Укроборонпром».

В июне 2016 года была создана «Украинская авиастроительная корпорация», в состав которой вошли остатки «Антонова» и ряд других предприятий авиационной промышленности Украины.

Главным достижением 2016 года стало заключение в августе контракта с Китаем, по которому Украина продала все технологии одного из главных детищ «Антонова»: самолёта Ан-225 «Мрия». 

Представители Украины пытались сделать хорошую мину при плохой игре, заявляя, что суть соглашения в том, что «Антонов» будет строить новые «Мрии» для Китая. Однако китайская сторона была менее дипломатична: получая права на все технические решения, китайцы оставляют украинцам лишь статус сборочной площадки, да и то на первых порах, пока авиазавод не будет построен в Поднебесной.

Производства нет, дайте 700 миллионов

Чтобы понять, насколько всё хорошо в украинском авиапроме, лучше всего ознакомиться со статистикой. В 2014 году «Антонов» произвёл два новых самолёта Ан-158 по заказу кубинской авиакомпании. В 2015 году были построены один Ан-158 и один Ан-148.

В портфеле «Антонова» 18 твёрдых заказов на самолёты и ещё 70 предварительных соглашений.

Вот только в 2016 году «Антонов» не построил ни одного самолёта. В сентябре об этом в интервью украинским «Вестям» заявил представитель авиаконцерна «Антонов» Андрей Хаустов.

Хаустов пояснил, что всему виной свёртывание сотрудничества с Россией. Запас российских деталей кончился, и производство встало. Несмотря на бравурные заявления о том, что замена российских узлов на западные аналоги не вызовет проблем, на деле всё оказалось сложнее.

А в начале декабря 2016 года стало известно, что руководители «Антонова» на совещании у главы правительства Украины Владимира Гройсмана попросили $703,2 млн для запуска производства самолётов без использования российских комплектующих.

Кроме того, президент корпорации «Украинская авиастроительная компания» (УАК) Михаил Гвоздев запросил поддержки государства в эксплуатации самолётов. «У нас есть облик нового самолёта без российских комплектующих, есть рынки для него, мы знаем, как рентабельно произвести этот самолёт, но ни один покупатель не купит самолет, если в этом не будет заинтересовано собственное государство. Нам нужны не столько деньги, сколько помощь в организации лизинговой компании, чтобы эти самолёты полетели», — приводит «ТАСС» слова Гвоздева.

Последний конструктор

Но даже это не самое главное. В конце ноября 2016 года стало известно, что Украину покинул бывший генеральный конструктор «Антонова» Дмитрий Кива.

Уроженец Казани Дмитрий Кива проработал в КБ Антонова всю жизнь и стал третьим генеральным конструктором после основателя КБ Олега Антонова и Петра Балабуева.

Кива принял руководство «Антоновым» в 2005 году и больше десяти лет удерживал предприятие на плаву несмотря ни на что.

Все последние по времени разработки, такие, как военно-транспортный самолёт Ан-70, пассажирские самолёты Ан-148 и Ан-158, региональный пассажирский лайнер Ан-140, военно-транспортный самолёт Ан-178, создавались под руководством Дмитрия Кивы. В 2009 году ему было присвоено звание Героя Украины «за выдающийся личный вклад в укрепление экономического потенциала Украины и весомые заслуги в развитии отечественной авиационной отрасли».

Дмитрий Кива.
Дмитрий Кива. Фото: РИА Новости/ Григорий Сысоев

Прощай, Киев, здравствуй, Азербайджан!

До 2014 года Кива активно выступал за укрепление сотрудничества России и Украины в авиационной сфере, что новым властям страны не понравилось. И, хотя Кива в политическую принципиальность играть не стал, всеми силами пытаясь сохранить родное предприятие, началась кампания по его отстранению. «Лобовая атака» не прошла: на защиту Дмитрия Кивы встал весь коллектив.

Сам конструктор утверждает, что идея снятия его с должности шла непосредственно от премьер-министра Арсения Яценюка. Поскольку Кива официально занимал должность президента-генерального конструктора ГП «Антонов» то власти сделали «ход конём»: разделили полномочия.

С 2015 года реальные руководящие полномочия перешли к «эффективным менеджерам», а Кива остался генеральным конструктором, лишённым рычагов управления.

Летом 2016 года наступила кульминация: Дмитрию Киве объявили, что должность генерального конструктора с 1 октября... упраздняется. Взамен Герою Украины предложили пост технолога. После этого конструктор вынужден был покинуть предприятие.

Киве предложили работу в Азербайджане, где во времена СССР не было крупных предприятий авиапромышленности. Зато сейчас у властей страны есть деньги и желание создать свой авиапром. Возглавит это начинание 74-летний Дмитрий Кива, которому в Баку предоставили всё, что необходимо для работы. Не исключено, что в Азербайджан вскоре переберутся лучшие кадры, оставшиеся на «Антонове».

Зато в украинской фирме блестяще пишут твиты в адрес Дональда Трампа. Видимо, шутники Украине сегодня дороже, чем авиаконструкторы.

Оцените материал
Оставить комментарий (19)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах