Примерное время чтения: 4 минуты
46687

ИГИЛ на колесах. Откуда у террористов так много машин?

Сюжет Антитеррористическая операция России в Сирии
Alaa Al-Faqir / Reuters

Традиционные машины американских фермеров, строителей и разнорабочих, пикапы, внезапно превратились в один из символов террористической угрозы. На видео, снятых боевиками запрещенной в России группировки «Исламское государство» (ИГИЛ) в Сирии и Ливии, видны целые колонны легковых грузовиков, переоборудованных в платформы для тяжелого оружия. 

Как правило, это модель Toyota Hilux, но встречаются также пикапы производства Mitsubishi, Isuzu и Hyundai. С установленными в кузове крупнокалиберными пулеметами, зенитными или артиллерийскими орудиями, они превратились чуть ли не в визитную карточку джихадистов. Что примечательно, это не какой-то старый хлам, а совершенно новая исправная техника. Но откуда она у ИГИЛ?

Как сообщает американский телеканал Эй-Би-Си (American Broadcasting Companies), этим вопросом заинтересовался Антитеррористический департамент Минфина США. Согласно оценке посла Ирака в Соединенных Штатах Лукмана Фаили, ИГИЛ за последний год раздобыл сотни новых пикапов. Однако запрос непосредственно в Toyota результатов не дал: японцы заявили, что понятия не имеют, откуда террористы получают их грузовики

Как отмечено в заявлении, Toyota всегда придерживалась строгой политики в отношении продукции «двойного назначения» — компания не продает технику подозрительным организациям, которые могут быть связаны с боевиками. Более того, Toyota согласилась раскрыть американскому Минфину все данные о поставках машин на Ближний Восток за последние годы. Словом, японцы проявили заинтересованность в проведении расследования.

Toyota заявила, что не продает автомобили террористам. Подробнее>>

Сирия
Фото: Reuters/ Khalil Ashawi

Некоторые факты, проливающие свет на загадку пикапов, начали всплывать после того, как эта тема получила огласку в западных СМИ. Например, британская The Telegraph в статье «Правительство США спросило „Тойоту“: почему у ИГИЛ так много ваших машин?» (US government asks Toyota: Why does Isil have so many of the company’s vehicles?) отметила, что какое-то количество грузовиков могло достаться террористам «в наследство» от армии США. «Часть машин может быть результатом американской оккупации Ирака. Адаптированные для пустыни пикапы „Тойота“ значились среди транспортных средств, используемых для перевозки военных США. Машины остались в стране после падения режима Саддама Хусейна», — пишет издание. 

Легковые грузовики также могли поставляться США армии Ирака в качестве материальной помощи, продолжает The Telegraph. И быть захваченными ИГИЛ в 2014 году, когда под контроль террористов перешел город Мосул, а также ряд других городов на севере Ирака. Наконец, какое-то количество новых «Тойот» было напрямую передано США сирийской оппозиции; они также могли достаться боевикам ИГИЛ.

Но есть и более красноречивые факты, свидетельствующие об «американском следе» во всей этой истории. В декабре прошлого года в центре внимания западных СМИ оказался техасский сантехник Марк Оберхольцер, владелец небольшой фирмы Mark-1 Plumbing. В 2013 году он сдал по программе утилизации свой пикап F-250. После чего фотографии его машины (на ней сохранились рекламные наклейки Mark-1 Plumbing) облетали все социальные сети в постах о гражданской войне в Сирии. 

На фотографиях бойцы ИГИЛ вели огонь из установленного в пикапе пулемета. Как пишет издание The Guardian, сам Оберхольцер понятия не имеет о том, как это случилось, и жалуется на поступающие в его адрес угрозы. Журналисты выяснили, что автомобиль был реализован властями штата с аукциона — но какими путями он попал в Сирию, остается загадкой до сих пор.

Этот случай может оказаться не единичным, ведь не на всех машинах есть опознавательные знаки, вроде наклеек предыдущих владельцев. Издание The Daily Telegraph отмечает, что в 2014 году в Сиднее было похищено более 800 пикапов Toyota Hilux — как раз самой популярной у террористов модели. И, учитывая историю Оберхольцера, можно ожидать, что часть угнанных машин так же «всплывет» в Сирии. 

А если учесть, что Соединенные Штаты вообще являются одним из крупнейших рынков сбыта пикапов, вывод о том, что террористы наладили снабжение ИГИЛ грузовиками именно со вторичного рынка США, напрашивается сам собой. Так что американскому Минфину наверняка следует внимательнее присмотреться к тому, что происходит у него под носом.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах