Представители украинской диаспоры в Польше оказались крайне возмущены новинкой одного из ресторанов быстрой еды. В новом бургере украинцы увидели намек на исторические события прошлого.
С тремя кусками сыра
Как сообщает сайт warszawawpigulce.pl, недовольство диаспоры вызвал новый бургер «Гаудомор» (Goudomor), предложенный польским подразделением сети ресторанов быстрого питания Burger King.
Название бургера идет от сорта сыра «Гауда». В рекламе говорится, что «Гаудомор» состоит из «большой булки, двойной говядины, трех кусков сыра „Гауда“, горчицы, жареного лука». Попробовать бургер, согласно сообщению, можно только в избранных ресторанах сети.
Глава Союза украинцев Польши Мирослав Скирка нашел в этом названии намек на голод 1930-х годов, который в Незалежной сегодня считают геноцидом украинского народа.
«На мой взгляд, предложенное название более чем неудачное. Оно отвратительное. Оно однозначно связано с голодомором, который почти 50 стран мира признали геноцидом», — приводит польский сайт слова Скирки.
Голод реальный и мифический
Термин «Голодомор» был введен украинскими эмигрантами, которые строили на истории голода 1930-х годов миф о сознательном уничтожении большевиками украинского народа.
В действительности данная трактовка не подтверждается историческими фактами. Голод 1932-1933 годов не был уникальным явлением. Несмотря на то, что Российская империя являлась аграрной державой, масштабный голод был явлением периодическим. Причины — низкая производительность труда, а также сложные климатические условия, приводившие к регулярным неурожаям. Только в конце XIX — начале XX вв. голодными годами из-за неурожая становились 1873, 1880, 1883, 1891, 1892, 1897, 1898, 1901, 1905, 1906, 1907, 1908, 1911 и 1913. Разруха, вызванная Гражданской войной, спровоцировала голод 1921-1922 годов. Последний массовый голод в истории СССР пришелся на 1946-1947 годы и, как и в случае с 1921-1922 годами, был вызван последствиями войны.
Голод 1932-1933 годов охватил огромную территорию, на которой проживало свыше 60 миллионов человек: Белоруссию, Северный Казахстан, Украину, Поволжье, Южный Урал и Западную Сибирь. Таким образом, то, что происходило на Украине, было лишь частью большой трагедии.
Оценки жертв голода, достигающие 10 миллионов человек, представляются крайне завышенными. Журнал «Эксперт» опубликовал исследование, в котором оценил избыточную смертность в СССР в 1932-1933 годах в 4,2-4,3 млн человек, из которых 1,9 млн пришлись на Украину. Более того, голод фиксировался и в тех частях Украины, что после распада Российской империи вошли в состав Польши, ибо вошли они с тем самым тяжелым наследством в виде низкоэффективной агрокультуры.
Бургер Шредингера
Тем не менее современные украинские политики продолжают настойчиво разыгрывать карту «Голодомора», что выливается, в частности, и в комические сюжеты, вроде войны польских украинцев с бургером.
Стоит отметить, что к моменту, когда новость разошлась по украинским и российским СМИ, найти Goudomor на сайте польской сети Burger King не удавалось. Не было такой рекламы и на страницах ресторана в соцсетях. Представители ресторана никаких комментариев на сей счет не давали. То ли решено было тихо убрать рекламу, не дожидаясь, пока скандал наберет обороты, то ли изначально все это было чьей-то информационной провокацией.
Обижаться украинцы умеют — и на то, что Крым на чьих-то картах нарисован не так, и на то, что Анну Ярославну, королеву Франции, именуют русской, и на причисление борща к русской кухне. Теперь вот еще обиделись на бургер с намеками.
«Колорадские жуки „по-одесски“ (запеченые)»
Правда, себе в Незалежной «борцы с плохим» позволяют практически все. В 2014 году в одном из киевских ресторанов прямо на Майдане подавали блюдо под названием «Колорадские жуки “по-одесски” (запеченые)». Креативные владельцы сочли, что массовое убийство людей в Одессе 2 мая 2014 года является отличным рекламным ходом.
В меню одесского суши-бара «Чемпион» предлагались сеты «Сепаратист с жареным лососем» и блюдо «Жареные титушки».
Еще до «Евромайдана» во Львове спокойно существовал ресторан «Криївка», стилизованный под схрон бандеровцев. Официантки в форме, боец с немецким автоматом на входе, сыплющий соответствующими лозунгами — удивительно, но у туристов это вызывало смех и иронию. То, что пропагандируются люди, уничтожавшие женщин, стариков и детей за «неправильную» национальность, за нежелание помогать боевикам, никто предпочитал не обращать внимания.
«Криївка» работает и сейчас, и никто на Украине не задается вопросом, не считают ли это отвратительным потомки жертв Волынской резни.
«А нас то за что?»
«Убитый», а затем «воскресший» журналист Бабченко после посещения Львова настоятельно советовал всем попробовать «Мясо москаля» на гриле.
Если вы думаете, что есть тенденция к смягчению подобных вещей, то совершенно напрасно. В 2019 году в Виннице предприниматель Александр Грамарчук представил консервы с названиями «Сепар в сметане», «Сепар в масле», «Снегирь православный (с мощами Кобзона)».
Украинские СМИ писали о производстве как о веселой и забавной идее патриота, ранее участвовавшего в боях в Донбассе.
Возникает резонный вопрос: есть ли право у украинцев после подобных вещей обижаться на польский бургер? Или в Незалежной продолжают жить согласно анекдоту — «А нас то за что?»