Отношение представителей Украины к строящемуся Керченскому мосту в конце весны — начале лета 2017 года стало стремительно меняться. Если раньше в Киеве звучали многочисленные заявления о том, что проект — миф и никогда не будет реализован, то теперь настроения начинают приближаться к паническим.
«Ввод в эксплуатацию моста приведёт к уменьшению судозаходов в Мариуполь и Бердянск»
20 июня 2017 года в Министерстве инфраструктуры Украины под председательством заместителя министра инфраструктуры Юрия Лавренюка и при участии заместителя министра инфраструктуры по вопросам европейской интеграции Виктора Довганя состоялось совещание «по решению сложившейся ситуации вокруг строительства моста через Керченский пролив».
Настроения собравшихся лучше всех отразил в выступлении сам господин Лавренюк.
«Сейчас Российской Федерацией, вопреки требованиям Конвенции ООН по морскому праву, Договора между Украиной и РФ о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, а также ряда других международных соглашений и документов, осуществляется строительство арки транспортного перехода через Керченский пролив. Следует отметить, что никакие действия по поводу строительства указанного объекта РФ не согласовала с Украиной», — приводит слова высокопоставленного чиновника сайт украинского ведомства.
По мнению Лавренюка, продолжение Россией реализации данного проекта приведёт к тяжелейшим последствиям для Украины: «Дальнейшее строительство и ввод в эксплуатацию моста через Керченский пролив приведёт к значительному уменьшению судозаходов в морские порты Мариуполь и Бердянск, снижению грузооборота этих портов, торможению их развития, снижению рентабельности металлургических предприятий региона, уменьшению прибыли портовых операторов и филиалов Администрации морских портов Украины, что недопустимо».
«Ущерб национальной безопасности Украины»
Тревожит украинскую сторону и планируемое закрытие в августе-сентябре 2017 года судоходной части Керченского пролива. В этот период будет осуществлена операция по установке арок железнодорожной и автомобильной части моста.
По мнению Украины, это может «нанести значительный ущерб не только безопасности судоходства, но и национальной безопасности Украины в целом».
Для предотвращения наступления нежелательных последствий участники совещания решили обратиться в МИД Украины, дабы он выступил в адрес России с нотой протеста. Также планируется обращение в Международную морскую организацию в связи с якобы допущенными Россией нарушениями Конвенции ООН по морскому праву.
Украинцев тревожит экология и ограничение в 33 метра
Буквально накануне новые обвинения в адрес России, связанные с Керченским мостом, выдвинул советник главы Главного управления Национальной полиции Украины в Одесской области Руслан Форостяк. Ссылаясь на документ, распространённый руководством морского порта Керчь, он указал, что под судоходной частью Керченского моста смогут проходить лишь корабли с надводным габаритом 33 метра.
«Такие действия и ограничения нарушают международные нормы в части мореплавания и ряд конвенций, требуют согласования строительных работ в заинтересованных странах бассейна, в которых, соответственно, будет ограничена география морских перевозок», — написал Форостяк на своей странице в Facebook.
В мае 2017 года так называемая прокуратура Автономной Республики Крым, созданная властями Украины, объявила, что строительство Керченского моста приведёт к экологической катастрофе.
«Масштабные работы могут превратить Азовское море в Черноморский залив. Резкое изменение химического состава воды приведёт к гибели многих живых организмов, в том числе дельфинов, занесённых в Красную книгу», — говорится в заявлении пресс-службы прокуратуры. Украинские прокуроры объявили о возбуждении уголовного дела по данному факту.
Строительство Керченского моста: весна-2017
Керченский мост: всё идет по плану
Как видно из этих заявлений, чем дальше идёт стройка, тем очевиднее для представителей Украины становится, что проект такого масштаба России вполне по силам.
Шансов на то, чтобы каким-то образом повлиять на стройку, у Киева практически нет. Для самых горячих голов силовые ведомства России провели на объектах стройки антитеррористические учения, которые показали готовность российских спецслужб к любым сценариям.
Стройка тем временем продолжается. Завершена укрупнительная сборка железнодорожного арочного пролёта Крымского моста: мостостроители замкнули свод арки на высоте 45 метров от основания конструкции. Укрупнительная сборка арочного пролёта под автодорожную часть выполнена более чем на 80 процентов.
После окончательного завершения всех работ арочные пролёты будут поочерёдно перевезены и смонтированы на фарватерные опоры: сначала по железнодорожной части, затем — по автодорожной.
Согласно проекту приказа Министерства транспорта России, опубликованному на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, операция по транспортировке и монтажу на опоры судоходных арочных пролётов запланирована в период с 3 августа по 4 сентября. Конкретное время выполнения этой операции будет зависеть от погодных условий. При этом закрытие судоходства по Керчь-Еникальскому каналу в этот период не будет постоянным: для осуществления операции выделят два «окна» по 12 часов и два «окна» по 72 часа.
Открытие движения по автодорожному мосту намечено на декабрь 2018 года. Движение по железнодорожному мосту в Крым планируется открыть в декабре 2019.