Премьер-министр Словакии Роберт Фицо пригрозил Киеву остановить поставки дизельного топлива на Украину. По словам Фицо, словацкие поставки закрывают десятую часть украинского потребления.
Хотели ударить по Венгрии
Эта история начала развиваться в минувшем июне, когда Киев ввел санкции против «Лукойла», запретив транзит и транспортировку нефти. С помощью этого шага украинские власти надеялись ударить по России, а заодно и по Виктору Орбану.
«Украина хотела нанести удар именно по Венгрии, но венгерская компания MOL (крупнейшая нефтегазовая компания Венгрии) владеет нефтеперерабатывающими заводами и в Венгрии, и в Словакии. Когда Украина ввела санкции против „Лукойла“, у него был контракт именно с MOL, и таким образом Киев ударил заодно и по Словакии. При этом, например, не пострадала Чехия, потому что чешский НПЗ принадлежит польской компании Orlen (крупнейшая польская нефтеперерабатывающая компания), у этой компанией с „Лукойлом“ нет контактов. Поэтому Чехия в полном объеме получает нефть, а Венгрия и Словакия вынуждены у других российских компаний по краткосрочным контрактам докупать дополнительную нефть, а это дороже», — объяснил aif.ru предысторию конфликта эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Киев может лишиться 20% дизтоплива
В Венгрии и Словакии напомнили Киеву о соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС, запрещающем прерывать транзит энергоносителей, и обратились за разъяснениями в Еврокомиссию. Евробюрократы придумали миллион причин, почему они не могут оперативно рассмотреть этот вопрос, и пострадавшие страны перешли к более решительным действиям, причем сообща.
Сначала глава венгерского МИД Петер Сийярто заявил, что Будапешт продолжит блокировать военную помощь ЕС для Киева. В понедельник, 5 августа, Роберт Фицо объявил о грядущей остановке поставок дизтоплива, если Киев не пойдет на попятную.
«Если они выступят единым фронтом и пойдут на перекрытие поставок нефтепродуктов Украине, то Киев лишится 20 процентов топлива. Своей переработки у них практически нет сейчас, они все импортируют. Крупнейшим поставщиком для них является Польша, на нее приходится около 60 процентов. Венгрия и Словакия — по 10 процентов. Все остальное — по мелочи: Чехия, Румыния, Болгария», — отметил Юшков.
Если прекратят поставки электричества, Украина встанет
Запретив транзит лукойловской нефти, Киев буквально «назло маме отморозил уши», причем дело даже не только в дизельном топливе. У Венгрии и Словакии есть куда более мощный рычаг давления на Украину.
В конце июля украинское Минэнерго сообщило, что импортирует электроэнергию из четырех стран: Румынии, Польши, Венгрии и Словакии. Львиная доля поставок приходится на последние две страны, которые занимают первое и второе места в общем объеме мегаватт-часов.
«Венгрия и Словакия — крупнейшие поставщики электроэнергии для Украины. Украинская энергосистема держится на импорте и работе АЭС. Если венгры и словаки „перекроют рубильник“, это будет большой удар, особенно в преддверии отопительного сезона. Украинцы и так жесткий график подачи электроэнергии установили, а если Венгрия и Словакия откажутся от поставок, они вообще будут по паре часов в сутки давать. Зимой, когда люди будут пытаться согреться и пользоваться отопительными приборами, это будет очень плохой сценарий для Украины», — объяснил эксперт.
Юшков подчеркнул, что остановка подачи энергии будет иметь куда более сокрушительный удар, чем прекращения поставок дизеля, из-за разного устройства рынков.
«Прекратят поставки дизельного топлива — транспорт и армия испытают определенные проблемы, но танки и автомобили не остановятся. Киев начнет покупать дизель у Польши, который сейчас поляки продают в Германию, платить просто придется больше. Это история про подорожание, а вот с электроэнергией история иная — другую электроэнергию ты уже нигде не возьмешь», — подытожил эксперт.