Количество внутренней борьбы и подковерных интриг среди украинской элиты только выросло. Борьба за доступ к западным финансовым потокам обострилась до предела. То, что огромные средства из тех, что выделяются на «борьбу с российской агрессией», оседают в карманах влиятельных персон Незалежной, секретом не является.
«Это какое-то недоразумение»
Шевченковский суд Киева арестовал президента предприятия «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева по обвинению в государственной измене. Он помещен в следственный изолятор сроком на 60 дней.
О задержании Богуслаева и еще нескольких сотрудников предприятия «Мотор Сич» было объявлено накануне. Как утверждает Служба безопасности Украины, они «наладили транснациональные каналы незаконной поставки оптовых партий украинских авиадвигателей» в интересах Российской Федерации.
Сам Богуслаев в суде заявил: «Это какое-то недоразумение». СБУ, в свою очередь, выложила в Сети записи телефонных переговоров, в которых глава «Мотор Сич» якобы выражает надежду на дальнейшее наступление российских войск и «с пониманием» реагирует на ракетные удары.
Коллективное письмо в защиту Богуслаева написали сотрудники предприятия «Мотор Сич»: «Мы считаем, что так нельзя относиться к человеку, который всю свою жизнь посвятил Украине, который живет и работает рядом с нами под каждодневными обстрелами, рискуя собственной жизнью. Мы искренне верим в его невиновность и всегда доверяли ему как своему лидеру, который заботится о светлом будущем отечественного авиастроения, о судьбе предприятия и каждого моторостроителя».
Советское наследие
Основанное еще в дореволюционные времена в Александровске, а ныне Запорожье предприятие занялось производством авиадвигателей во время Первой мировой войны.
В советские годы предприятие, носившее в разные периоды разные названия, прошло путь от производства поршневых моторов до газотурбинных авиационных двигателей.
К концу советской эпохи производственное объединение «Моторостроитель», на котором трудились свыше 35 тысяч человек, выпускало ежегодно от четырех до пяти тысяч двигателей 25 модификаций для 33 типов летательных аппаратов. В частности, «Моторостроитель» производил двигатели для вертолетов КБ Камова и Миля.
Распад СССР с разделением общего экономического пространства больно ударил по всем предприятиям авиационной сферы, но запорожский завод, названный в независимой Украине «Мотор Сич», сумел остаться на плаву. Во многом это связано с личностью Вячеслава Богуслаева, ставшего генеральным директором в 1988 году.
Успехи «красного директора»
Богуслаев, принадлежавший к так называемым «красным директорам», сумел сохранить партнерские связи с предприятиями, оказавшимися на территории России, одновременно работая с новыми рынками сбыта.
Помогало то, что он всегда был вхож в высокие украинские кабинеты — и при Кравчуке, и при Кучме, и при Януковиче. При Кучме Богуслаеву было присвоено звание «Герой Украины».
Бессребреником, работающим исключительно на благо государства, он не был — президента «Мотор Сич» включают в топ-30 самых богатых людей Украины, оценивая его состояние более чем в 300 млн долларов.
В ноябре 2011 года ПАО «Мотор Сич» и ОАО «Вертолеты России» подписали пятилетний контракт на 1,5 млрд долларов, согласно которому запорожская компания должна была ежегодно поставлять в Россию до 270 двигателей для Ка-31, Ка-32, Ми-17, Ми-8 МТВ, Ми-24, Ми-28.
Однако «Евромайдан» все изменил — при Петре Порошенко было объявлено о сворачивании военно-технического сотрудничества с Россией. Так «Мотор Сич» лишился главного рынка сбыта.
Как это возможно?
В СБУ пытаются доказать, что в действительности Богуслаев продолжал «оптовые поставки двигателей в Россию», используя «серые схемы». В российской корпорации «Ростех» это отрицают, замечая, что украинские двигатели были заменены отечественными.
Авиационные двигатели — это не флешка с информацией, их крайне сложно перемещать незаметно для окружающих. Если вообразить, что такие поставки действительно имели место, то они могли идти только с ведома самых влиятельных лиц в Кабинете министров Украины, в Минобороны и Офисе президента. Но крайне маловероятно, что российская сторона могла поставить свою авиационную программу в зависимость от столь ненадежного в подобных условиях партнерства.
Богуслаев нашел выход, позволявший сохранить «Мотор Сич», но отнюдь не в России. В 2017 году начались переговоры о приобретении контрольного пакета акций «Мотор Сич» китайской компанией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co, взамен было обещано инвестировать 250 миллионов долларов в развитие производства.
Срыв китайской сделки
Китай, развивающий свою вертолетную программу, был крайне заинтересован в советском техническом багаже. Сделка по продаже «Мотор Сич» Китаю к 2019 году фактически состоялась, однако в дело вмешались Соединенные Штаты. Вашингтон надавил на Киев, требуя в категорической форме не допустить передачи «Мотор Сич» китайцам. В итоге при Зеленском сделка сначала была заморожена, а в 2021 году состоялась национализация «Мотор Сич».
Китайские инвесторы пытаются через суд взыскать нанесенный Украиной ущерб, который они оценивают более чем в 3,5 млрд долларов. Киев своими действиями испортил отношения с Пекином, которого выходка Зеленского привела в ярость.
Как раз в разгар китайской истории на «Мотор Сич» впервые появились сотрудники СБУ, обвинявшие руководство в «сотрудничестве с Россией». Но затем эта история ушла на второй план.
При этом сами американцы не горят желанием развивать «Мотор Сич», видя в нем потенциального конкурента собственным производителям. Поэтому после срыва сделки с Китаем перспективы предприятия выглядели не слишком радужными. Тем не менее оставался собственно украинский оборонный заказ, который в последнее время щедро финансировался из американских денег.
Жертва внутренних интриг
По одной из версий, Богуслаев был близок к командующему ВСУ генералу Залужному, с которым его связывали финансовые интересы. Зеленский, недовольный усилением позиций Залужного, решил реанимировать старые обвинения в адрес Богуслаева.
Второе предположение связано с активами президента «Мотор Сич», которые банально хотят «отжать». Обвинение в госизмене сегодня на Украине является 100-процентным средством для того, чтобы избавиться от мешающего человека.
Третья версия связана с тем, что США решили «обнулить» «Мотор Сич», опасаясь, что он все-таки перейдет в китайские руки. Для полного уничтожения производства необходимо было убрать с доски Богуслаева.
Советник Офиса президента Украины Михаил Подоляк тем временем уже заговорил о том, что Богуслаева можно использовать для обмена с Россией. То обстоятельство, что обвинения в адрес президента «Мотор Сич» носят на сегодняшний день довольно эфемерный характер, Подоляка не смущает.
Не очень понятно, зачем Богуслаев России. При всем уважении к прежним заслугам, сегодня он вряд ли способен что-то дать нашей авиационной промышленности. Входя в политические круги Незалежной, глава «Мотор Сич» не смог предотвратить развитие событий по негативному сценарию, что ударило как по Украине, так и по его собственному предприятию.
Что до «Мотор Сич», то пример «Антонова» говорит однозначно — нет такого легендарного предприятия, которое не смогли бы разорить и разрушить украинские политики.