Примерное время чтения: 7 минут
1456

Декоммунизация «Тачанки». Киев хочет лишить Каховку легендарных памятников

Памятник «Легендарная тачанка».
Памятник «Легендарная тачанка». Commons.wikimedia.org

Волны декоммунизации, начатой на Украине несколько лет тому назад, докатились до Каховки.

«Символизирует коммунистический тоталитарный режим»

Как сообщил мэр города Андрей Дяченко, Институт национальной памяти Украины требует снести два памятника, ставших символами города: «Легендарная тачанка» и «Девушка в шинели».

«Неутешительные новости. На днях исполком получил письмо с жестким требованием снести „Легендарную тачанку“. Институт национальной памяти считает, что самый масштабный памятник Херсонщины „символизирует коммунистический тоталитарный режим“ (письмо в приложении) и подлежит немедленной декоммунизации, — сообщил Дяченко на своей странице в Facebook. — 16 января я собираю внеочередную сессию, чтобы защитить дальнейшую судьбу памятника. Даже не так. Судьбу не просто памятника, а символа города. На 100% уверен, что большинство каховчан встанут против декоммунизации „Тачанки“. Как мэр также буду бороться за ее сохранение до последнего».

Письмо с требованием ликвидации памятников подписано новым руководителем Института национальной памяти Антоном Дробовичем, назначенным на этот пост 4 декабря 2019 года вместо Владимира Вятровича, который и был главным идеологом декоммунизации. Выступая в Верховной раде, Дробович заявил: «Институт национальной памяти, собственно, продолжит поиск героических личностей, но с акцентом на таких личностях, которые будут объединять украинское общество, которые помогут нам наконец-то прийти к согласию по таким личностям».

В качестве примера объединяющих фигур он привел футболиста и тренера Валерия Лобановского, а также художника Казимира Малевича. Дробович также пообещал продолжить декоммунизацию, но проводить ее «в диалоге с органами власти и местного самоуправления».

Бои за Каховку решили судьбу Гражданской

Пока, судя по всему, с Каховкой диалог не совсем выстраивается. Но глава Института национальной памяти гнет ту же линию, что и предыдущий: снести все, что не соответствует новым «героям».

В 1920 году в районе Каховки шли ожесточенные бои между Красной армией и белыми за Каховский плацдарм на левом берегу Днепра. Бои за плацдарм продолжались до 28 октября, но белогвардейцам так и не удалось добиться успеха. А уже спустя две недели части Красной армии прорвались в Крым, поставив финальную точку в борьбе с Белой армией на юге России.

В середине 1950-х годов возникла идея установки памятника на месте исторических боев. В 1956 году был отлит чугунный макет — прообраз будущей «Легендарной тачанки», который стал экспонатом в музее Каховки. Позже посетившие город скульпторы Л. Родионов, Ю. Лоховинин, Л. Михайленок и архитектор Е. Полторацкий создали проект памятника.

В июле-августе 1967 года готовый памятник в разобранном виде (отдельными пронумерованными частями) на мощных грузовиках был доставлен из Ленинграда в Каховку. Весил бронзовый монумент более 60 тонн и с особой осторожностью транспортировался по путепроводу Каховской ГЭС. 27 октября 1967 года, в канун 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции, памятник был открыт.

Тачанки, то есть конные повозки с установленными на них пулеметами, были мощным оружием времен Гражданской войны. Тачанке была посвящена популярная в советские годы песня, так что ее выбор в качестве объекта для монументального творчества выглядел вполне логично. Консультировал авторов памятника лично командарм легендарной Первой Конной армии Семен Буденный. Правда, использовали ее все воюющие стороны. И главная претензия, конечно, в том, что более успешно ее использовали победившие, а именно результат войны и намеревается зачеркнуть нынешный «Институт памяти».

«Девушка» из песни

История памятника «Девушка в шинели» тоже связана с песней. В 1935 году на советские экраны вышла комедия режиссёра Семёна Тимошенко «Три товарища». В ней прозвучала «Песня о Каховке», автором слов которой выступил поэт Михаил Светлов, а музыку написал Исаак Дунаевский.

Песня стала очень популярной в СССР. В ней, в частности, были такие строки:

Каховка, Каховка, родная винтовка,
Горячая пуля, лети!
Иркутск и Варшава, Орёл и Каховка —
Этапы большого пути.
Гремела атака, и пули звенели,
И ровно строчил пулемёт...
И девушка наша проходит в шинели,
Горящей Каховкой идёт.

В 1950-х годах появилась идея поставить памятник «девушке в шинели» как собирательному образу всех женщин, сражавшихся в рядах Красной армии. Гипсовая скульптура появилась на Площади Героев Гражданской войны в Каховке в 1955 году. Спустя четверть века было принято решение заменить скульптуру «низкой художественной ценности» на что-то более монументальное. Автором новой «Девушки в шинели» стал скульптор Фридрих Согоян. Открытие нового памятника состоялось 4 ноября 1983 года и было приурочено к 40-й годовщине освобождения Каховки от немецко-фашистских захватчиков.

«А здание Верховной рады Украины не напоминает о коммунистическом режиме?»

Для Каховки и «Легендарная тачанка», и «Девушка в шинели» давно стали символами города для людей самых разных политических взглядов.

Требовать от каховчан снести «Тачанку» и «Девушку» — это примерно то же самое, что потребовать от питерцев снести «Медного всадника» на том основании, что Петр Великий был тираном и деспотом, а также плохо поступил со своей первой женой. 

В 2014 году в Каховке снесли памятник Ленину. Затем, несмотря на протесты жителей, местные власти демонтировали монументы в честь красных командиров Блюхера и Фрунзе. Однако на «Легендарную тачанку» у градоначальника Каховки рука не поднимается. Дробович-то далеко, а претензии предъявят мэру.

Глава Херсонской обладминистрации Юрий Гусев выдвинул предложение не сносить «Тачанку», а создать вокруг нее Музей монументальной пропаганды. То есть вместо сноса украинский чиновник предлагает превратить памятник в объект глумления. 

Сами жители Каховки в соцсетях активно обсуждают происходящее, и их настрой нельзя назвать оптимистичным:

«Снос памятника Фрунзе и колыхания вокруг „Тачанки“ — звенья одной цепи. Резонанс — наблюдение за реакцией. Потом с виноватым лицом разведут руками: „Мы пытались, но это же закон“. И снесут с радостью, потирая загребущие ручонки. Памятник Фрунзе куда делся? Туда же и „Тачанка“ уедет».

«Надо как-то больше протестовать и, может, в какие-то европейские институты обратиться. Там спокойно стоят все памятники, и коммунистические тоже. Должна же быть какая то защита „Тачанке“, это культурное наследие».

«Даже в Германии стоят памятники советским солдатам, а у нас снести надумали. Занимаются чепухой вместо того, чтобы насущными делами заниматься. Я как ценитель истории мировой считаю это нецелесообразным. Да и вообще, уничтожая памятники, улучшения в стране не произвести».

«А здание Верховной рады Украины не напоминает о коммунистическом режиме? Или, как говорят, „своя рубашка ближе к телу“?»

«Сначала пусть эти деятели из института начнут с себя: порвут свои советские дипломы, разрушат свои советские квартиры».

Отстанут ли киевские власти от дорогих сердцу каховчан памятников, неясно. Но в целом эта история показывает: ничего принципиально при Владимире Зеленском на Украине не изменилось.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах