Чем меньше остается времени до выборов президента Кыргызстана, тем интереснее становятся политические перипетии. Вслед за скандалом с якобы исчезнувшим самым главным и подписанным рукой президента страны экземпляром Конституции, было объявлено о расколе правящей коалиции. Тандем из четырех партий — «правящей» СДПК, «Кыргызстан», «Онугуу-Прогресс» и «Ата Мекен» покинули СДПК, в результате чего правительство республики в понедельник, 24 октября, ушло в отставку.
По словам лидера фракции СДПК в парламенте Исы Омуркулова, социал-демократы не нашли общего языка с представителями «Ата Мекен» и «Онугуу-Прогресс», в частности, в ходе обсуждения конституционной реформы.
Поскольку о распаде коалиции говорят с начала сентября, когда депутаты трех «не договорившихся» фракций впервые скрестили копья, многие политики стали обсуждать возможную новую правящую коалицию, а так же причины и срок распада действующей.
Суть разговоров в кулуарах можно свести к двум вариантам.
Первая гипотеза — усиление власти в одних руках одной партии, которая начала ускользать из рук. В настоящий момент полной анархии не будет, и нынешние министры продолжат работать с приставкой «и.о», правда, без права подписывать важные для страны документы. Однако при формировании новой коалиции они лишатся кресел, кроме того, не исключается и изменение структуры правительства, упразднения части министерств и ведомств, создание новых. Право на формирование коалиции будет отдано президентом одной из партий, которая в течение 15 дней обязана сформировать новую коалицию большинства. Наиболее вероятно, что это право снова будет у СДПК, и по слухам в кулуарах, партнерами партии станут «Кыргызстан» и «Республика-Ата-Журт», имеющие достаточное количество депутатов, чтобы принимать непопулярные законы и иметь перевес перед новорожденной «оппозицией». Например, они смогут спокойно принять в третьем чтении закон о референдуме и поправках в Конституцию.
Этой же версии придерживается и политолог Марс Сариев. Он считает, что раскол — следствие крупного противостояния между Атамбаевым и Текебаевым. «Не скажу, что это стало большой неожиданностью, во всяком случае, все к этому шло. Но я думал, Атамбаев и Текебаев смогут найти консенсус. Примирения не получилось, — отметил он, комментируя журналистам новые политические ходы. — СДПК уже прорабатывал один из вариантов, когда Иса Омуркулов предложил лидеру «Ата Мекена» добровольно выйти из коалиции. Текебаев сопротивлялся до последнего. Нынешним решением, очевидно, социал-демократы хотят отправить «Ата Мекен» в оппозицию и создать новую коалицию с участием «Республики — Ата-Журт».
В таком непростом положении они постараются изолировать атамекеновцев и, заменив их «республиканцами», создать новый сильный альянс. Наверняка будут внутренние договоренности — Бабанову пообещают хорошие перспективы, условия и поддержку. И он воспользуется кризисной ситуацией. Для СДПК, в конечном счете, это выгодно, потому что Омурбек Бабанов имеет свой электорат и среди горожан, и среди оппозиционно настроенных.
О том, что по сути будущая коалиция предопределена и что она может быть и не особенно демократичной, говорит и глава «Онугуу-Прогресс» Бакыт Торобаев. «Со слов лидера фракции СДПК Исы Омуркулова, депутаты — социал-демократы сами решают, быть в коалиции или нет. Кто будет входить в следующую коалицию, они тоже для себя уже решили. Иса Омуркулов объяснил выход из коалиции большинства несовместимостью с позицией фракции „Онугуу —Прогресс“. Я хочу напомнить, что каждый депутат парламента вправе голосовать так, как считает нужным, это конституционная норма. Иными словами, наличие плюрализма мнений определяет суть демократии и парламентаризма», — напомнил он в официальном заявлении, распространенном после распада коалиции.
Второй вариант — разногласия, вызванные конфликтом интересов партийных тяжеловесов и членов партий, которые оказались не согласны с СДПК. ИАлмазбек Атамбаев тут ни при чем. Этой же версии придерживается и сам же потенциальный «виновник раскола», его оппонент, глава «Ата Мекена» Омурбек Текебаев.
«Коалиционное большинство было создано для формирования правительства, оно воспринимается как политический базис кабинета министров. Когда начинает нарастать недовольство работой правительства, а коалиции не удается разрешать возникающие вопросы путем переговоров, в качестве последней меры фракции заявляют о выходе из коалиции. Так распадается политический альянс, а вместе с ним и правительство. Что касается наших разногласий, я впервые услышал о них из уст Омуркулова. На заседаниях коалиции эти вопросы никогда не поднимались и не обсуждались. Члены коалиции не пытались искать выход из ситуации, разве что некоторые депутаты ходили отчитываться к Фариду Ниязову (Руководитель аппарата президента КР) и Икраму Илмиянову (Советник президента). В официальных политических структурах и на заседаниях коалиции большинства решать эти вопросы никто не пытался. Изменение Конституции по предложению Атамбаева не является основной целью коалиционного договора. Атамбаев находится вне коалиции. Поэтому выход из нее из-за несогласия „Ата Мекена“ и „Онугуу-Прогресс“ с инициативами президентского аппарата, политикой Фарида и Икрама, не имеющих никакого отношения к объединению, не соответствует коалиционному договору. Считаю, что это стало просто предлогом», — подчеркнул он.
Оба варианта одинаково неблагоприятны для страны и подчеркивают, что находящиеся в парламенте более всего заняты своими креслами и проталкиванием инициатив себе на пользу, нежели народными проблемами. Что может привести к очередному социальному взрыву с наступлением весны или простого потепления. Как правило, акции протеста в республике начинаются по весне.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции